Никогда не бывает так плохо, чтобы не было еще хуже. Этот «принцип» вполне применим и к дипломатическим отношениям. Дном в латвийско-российских отношениях кто-то посчитал закрытие еще в минувшем году, вскоре после начала войны на Украине, решение МИДа Латвии о закрытии в нашей стране российских генконсульств — в Лиепае и Даугавпилсе. Впрочем, все познается в сравнении — на фоне Литвы, которая выдворила российского посла, понизив уровень дипотношений, решение официальной Риги тогда казалось даже мягким…
И вот после затишья на «дипломатическом фронте» сегодня события начали развиваться стремительно. Утром МИД РФ объявил о намерении понизить уровень дипотношений с Эстонией, отозвав своего посла из этой страны. С учетом паритета и эстонскому послу предложено покинуть Россию.
Днем акт солидарности с Эстонией совершил глава МИДа Латвии Эдгарс Ринкевич, который заявил о решении понизить уровень дипотношений с Россией — из Москвы отзывается опытнейший дипломат Марис Риекстиньш, чей срок работы в этой должности в России, кстати, в этом году заканчивался.
При этом Латвия объявила и о том, что посол России в ЛР Михаил Ванин должен покинуть нашу страну. Ему «на сборы» дан ровно месяц. Это значит, что впредь российским посольством будет руководить дипломат более низкого ранга — временный поверенный. Соответственно временный поверенный будет представлять и интересы Латвии в России.
Кто станет временным поверенным посольства РФ в Риге еще неизвестно. Поскольку в последнее время в посольстве не было советника-посланника и следующим по рангу после посла был старший советник, который руководил консульским отделом посольства.
Что дальше? Вариантов для дальнейшего сокращения дипотношений остается уже немного. Можно или еще потребовать от Москвы сократить численность дипломатических и технических работников посольства РФ в Риге, или… пойти на разрыв дипотношений. Видимо, эти два варианта глава МИДа ЛР оставил «в резерве».
Отметим, что отношения Латвии и России после 1991-го года переживали и взлеты, и падения, но до отзыва послов дело не доходило.