Наводнение в Екабпилсе пробудило руководителей страны. Они пришли к выводу, что в законодательстве и в его применении «что-то не так». Этот вопрос сегодня президент обсудил на своей традиционной еженедельной встрече с премьером. Эгилс Левитс призвал поменять нормативное регулирование с тем, чтобы можно было бы оперативнее и эффективнее реагировать на кризисные ситуацию.
В свою очередь, Кришьянис Кариньш допустил, что, например, правоохранительные органы слишком узко смотрят на законодательство и становятся «рабами тестов закона». По словам премьера, надо, конечно, следить за тем, чтобы никто не наживался на закупках, но при этом следует и предоставлять возможность местным властям быстрее осуществлять закупки необходимых материалов и техники — например, для преодоления последствий или для предотвращения наводнения.
На самом деле здесь больше прав президент — с нормативной базой на случай кризиса в Латвии большие проблемы. Последний год политики главным образом боролись с русским языком и его носителями, а также с памятниками и названиями улиц. Жаль, что с таким же энтузиазмом и рвением они не рассматривали, например, недавно принятый и вступивший в силу с 1-го января Закон о самоуправлениях, в котором нет ни слова о праве самоуправления объявить на своей территории чрезвычайную ситуацию и незамедлительно начинать действовать — не дожидаясь согласования с правительством или министерством. И в законе о чрезвычайной ситуации и особом положении тоже ничего не сказано о том, что местные власти могли бы ввести на своей территории режим ЧС, согласовав его уже «в процессе», например, с Кабинетом Министров или с министерством регионального развития.
Разумеется, в законе должны быть перечислены четкие критерии для введения ЧС. Очевидно, что паводки или угроза прорыва дамбы и затопления города — более чем достаточное основание для введения ЧС и проведения всех необходимых закупок без бюрократических процедур.