В настоящее время действует утвержденная парламентом в 2020 году концепция, которая рассчитана до 2024 года. Однако в ней ничего не говорится, например, о введении службы государственной обороны (СГО). Хотя СГО сегодня является одной из главных тем, когда речь идет об укреплении обороноспособности Латвии, мнения о ее необходимости все еще расходятся, что косвенно чувствовалось и во время дискуссии.
Министр обороны назвала введение СГО как одну из главных на сегодняшний день задач наряду с увеличением присутствия НАТО, укреплением Земессардзе и введением обучения военному делу в школах, а командующий Национальными вооруженными силами Леонид Калниньш в своем выступлении подчеркнул важность вовлеченности всего общества, то есть системы всеобъемлющей обороны государства, которая была приоритетом при разработке предыдущей концепции. Введение СГО он назвал новой инициативой, которая войдет в существующую систему как дополнительный элемент.
Действительно ли концепция национальной обороны устарела всего через два года после утверждения? Мурниеце напомнила, что обязательство ускорить работу над новым документом было включено и в декларацию Кабинета министров Кришьяниса Кариньша.
"Обстоятельства резко изменились. Мы видим очень агрессивную войну России против Украины, когда боевые действия ведутся не только на линии фронта, а по всей стране. Они направлены не только против войск противника, но и против гражданского населения и гражданской инфраструктуры. (...) Тактика России изменилась", - сказала министр обороны.