Такой сценарий наиболее вероятен в ситуации, когда запасы энергоресурсов европейских стран будут невелики, а местный спрос высок. Тогда энергетический шантаж России против европейских стран потенциально будет иметь наибольший эффект.
Информация БЗС свидетельствует, что, по мнению режима Владимира Путина, между Россией и Западом началась новая «холодная война». По этой причине Россия хочет пересмотреть прежнюю внешнюю политику и адаптировать ее к нынешним геополитическим условиям.
Новая внешнеполитическая перспектива России отражена в концепции внешней политики, сформулированной в прошлом году. В ней Россия решила полностью отвернуться от Запада и вместо этого сосредоточиться на странах Азии, Африки и Латинской Америки. Таким образом Россия надеется преодолеть негативные последствия для своей экономики и международной роли, вызванные все увеличивающимся расстоянием от стран Запада. Россия особенно полагается на Китай и Индию как на потенциальные рынки сбыта российских товаров и продуктов, особенно в энергетическом секторе.
Одним из способов, с помощью которого Россия хочет найти новых международных партнеров в Азии, Африке и Латинской Америке, является использование существующих в этих регионах антизападных настроений для формирования совместных антизападных коалиций.
По оценке БЗС, подобная российская деятельность может увенчаться успехом, учитывая низкую информированность стран этих регионов об угрозах, исходящих от России, и их восприимчивость к распространяемым Россией пропагандистским сообщениям.
Это создает для России благоприятную среду для дискредитации Запада и распространения пропаганды якобы неоколониальной политики Запада в отношении других регионов мира, тем самым манипулятивно отвлекая внимание от агрессии России против своих соседей. Почти наверняка Россия применит этот подход уже летом 2023 года на предстоящем Форуме Россия-Африка, когда в Санкт-Петербурге соберутся лидеры ряда африканских стран, заключили в БЗС.
Однако следует учитывать, что корректировка внешнеполитической стратегии России - поворот от Запада к другим регионам мира - будет длительным процессом и реализовать его в краткосрочной перспективе Россия не сможет. Корректировке внешней политики будет мешать не только ослабление дипломатических позиций России, но и осторожность других стран напрямую поддерживать Россию, опасаясь возможного применения западных санкций.
Несмотря на заявления России о стратегическом партнерстве с Китаем, в условиях российско-украинской войны Китай предпочел сохранять нейтральную позицию и расширяет сотрудничество с Россией только там, где это выгодно для него самого, например, путем покупки российских энергоресурсов.
Поиск новых глобальных партнеров не изменит конфронтационной и агрессивной политики России в отношении стран Запада, которая по-прежнему направлена на раскол единства Запада против России. После вторжения в Украину вера в Запад как во внешнего врага и главную угрозу существованию режима у Путина и его приближенных только укрепилась.
Наблюдения БЗС показывают, что российские институты и их организации скоординированного влияния уже пытаются адаптировать свою деятельность к действующим ограничениям, но пока без существенного прогресса.
Весьма вероятно, что в будущем Россия будет все больше полагаться на деятельность по влиянию со своей территории. Подход России к Западу в настоящее время характеризуется предположением Кремля о том, что в долгосрочной перспективе общества западных стран не смогут противостоять экономическим проблемам, вызванным противостоянием, и западные страны будут вынуждены снизить санкции против России.
Одним из примеров такого подхода России является ее нынешняя энергетическая политика. Россия давно сокращает поставки энергоносителей в европейские страны, создавая тем самым энергетический кризис, высокие цены на газ и нефтепродукты и общие опасения по поводу возможной нехватки энергоресурсов.
Россия превратила энергию в оружие, позволяющее наносить прямой экономический ущерб европейским странам. Негативные последствия есть и для самой России, которая таким образом теряет европейский рынок, но путинский режим готов нести экономические потери во имя геополитических целей.