"По меньшей мере 10 дней нам нужно сопротивляться"
Как заявила министр обороны, 5–я статья Североатлантического договора предусматривает коллективную оборону, но союзнические обязательства не исключают всеобъемлющей обороны со стороны государства–участника. Под этим "зонтиком", как выразилась И. Мурниеце, или Forward Defence (передовой обороной), ЛР будет увеличивать свои оборонные расходы до 3% ВВП. Причина ясна:
— Не думаю, что в России мы увидим перемены. Какой бы она ни была — более или менее ослабленной, она останется угрозой в нашем регионе.
"Россия будет не только остановлена, но полностью побеждена", — уверена политик. "Полная победа Украины", по словам И. Мурниеце, может быть единственным исходом войны с РФ, за которым последуют международный трибунал и изменение самой сути российского государства. Иного результата не примет Украина.
Латвия будет закупать реактивные системы дальнего действия, ракеты береговой обороны, системы ПВО. Государства Балтии совместно с Польшей могут развивать свою оборонную промышленность: "Наработки есть".
— И, конечно, регулярные учения — не только оборонительным силам, но и всему обществу: государственному управлению, самоуправлениям, — высказалась г–жа Мурниеце. Она лично хотела бы разыграть в Латвии широкий сценарий маневров по защите страны.
— Что нам вместе делать в этой новой ситуации, чтобы защитить государство? — обратилась глава военного ведомства к генералам и политикам, собравшимся на конференции в Военном музее.
"Региональное развитие децентрализованной обороны"
Генерал–лейтенант Леонидс Калниньш, командир Национальных вооруженных сил, был по–солдатски краток: боевая учеба идет по плану, профессионализм растет, порох держим сухим.
Раймондс Бергманис, председатель Комиссии сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции (Союз зеленых и крестьян) сказал, что стратегической целью Латвии должно стать сдерживание потенциального противника:
чтобы вероятные потери последнего были бы неприемлемы.
"Понемногу происходит трансформация мышления людей", — сказал Р. Бергманис о вовлечении латвийцев в всеобъемлющую оборону государства. Местные предприниматели, к примеру, весьма активны в контексте помощи Украине.
Председатель Комиссии по иностранным делам Рихардс Колс (Национальное объединение), сам земессарг, отметил, что в будущем году исполнится 20 лет членства Латвии в НАТО — и все это на фоне "драматических изменений" в региональной безопасности.
— НАТО должно быть единственным гарантом, — предостерег Р. Колс от создания параллельных форматов в рамках Евросоюза. Хотя последний может помочь в экономическом смысле, например, Rail Baltica. "Если мы посмотрим на железные дороги, они в нашем регионе все горизонтальные, а не вертикальные", — пожаловался парламентарий.
Жаль, он не застал в силу возраста времена, когда из Риги в Пярну можно было доехать на дизельном поезде — а сейчас рельсы разобрали. Зато строим на деньги ЕС новую скоростную дорогу, как выясняется, рокадную…
Господин Колс также упомянул создание под эгидой Великобритании новых экспедиционных сил, в которые хотят включить шведские и финские подразделения. Недавно он побывал в Соединенном Королевстве — там уже заказывают тысячи новых гранатометов NLAW, которые показали себя в боях с российской бронетехникой.
Впрочем, он убежден, что вскоре Стокгольм и Хельсинки присоединятся к НАТО. Так или иначе, месячный срок развертывания сил альянса он считает несоизмеримо длинным:
— У нас нет 30 дней, — предупредил Р. Колс, побывавший в разрушенных городах Киевской области, затронутых российским вторжением год назад.
"Если наступит какой–то час X, что случится со снабжением, поставками?" — рассуждал депутат.
В процессе подготовки НВС ЛР политик считает очень важным создание Селийского полигона на границе с Литвой, на котором нужно было бы предусмотреть использование боевой амуниции. Что интересно, господин Колс выступил за изучение английского языка всеми союзниками по НАТО — и не только, например, испанского или польского. А то польские танкисты на учениях мало что понимают! Вопрос владения языком потенциального противника Р. Колс не поднимал…
Есть ли прогноз на 2053 год?
Мартиньш Вердиньш, капитан НВС запаса и военный аналитик, констатировал, что в Латвии сейчас продолжаются стратегические дискуссии на те же темы, что и… восемь лет назад! Между тем Концепция национальной безопасности вовсе не предусматривала введения обязательной воинской службы. Эксперт предположил, что, прежде чем принимать последнюю, надо было бы уточнить основополагающие документы, в т. ч. на материалах военной разведки, анализе геополитической ситуации в регионе, прогнозах на дальнюю перспективу — до 30 лет.
— У каждой ошибки есть имя и фамилия, — высказался М. Вердиньш.
Аналитик уверен, что "абсолютным приоритетом" должна быть высокая боеготовность. Уровень последней могут показать реалистические учения, а не комплиментарные. Если же маневры кончаются без замеченных ошибок, значит — что–то пошло не так.
Мартиньш Вердиньш сказал, что необходим и гражданский контроль над латвийским минобороны, и привлечение зарубежных специалистов: "Нет ничего лучше, чем отставные иностранные генералы".
Служба обороны государства, как сейчас назвали призывную армию, господин Вердиньш призвал сделать не только готовящей обученных солдат, но и капралов, способных руководить отделениями — если потребуется мобилизация.
"У нас есть проблема с офицерами", — констатировал проблему с кадрами эксперт. Поэтому он предложил обратиться к опыту бывших профессиональных военнослужащих.
Что же касается закупок Латвией перспективных систем вооружений, то выступающий оказался скептичен: "Пройдет еще сто лет, пока мы их приобретем". Наконец, М. Вердиньш заявил, что Латвии придется обдумать отказ от моратория на применение ряда систем вооружений, которые необходимы для обороны:
— У нас есть международные договоры, которые нам невыгодны — Оттавская конвенция о запрете противопехотных мин.
Бои на украинском фронте показали, что пресловутые "лепестки" весьма эффективны против живой силы противника, и официальная Рига должна взять это на заметку.