Успеть до следующих выборов…
С политической — или, точнее, политтехнологической точки зрения времени на жесткие реформы у правящих немного. По большому счету в их распоряжении только этот и следующий год. Затем страна снова вступит в период важных выборов — в июне 2025–го пройдут муниципальные выборы, а в октябре 2026–го — сеймовские.
А ситуация в стране такова, что власти просто будут вынуждены огорчить народ до невозможности. Судите сами.
На рост экономики надежд нет
Даже если предположить, что в следующем году возобновится реальный экономический рост, то едва ли он превысит 2,5–3% от ВВП. Это означает, что значительно увеличить доходы бюджета за счет роста экономики не удастся. А потребности, между тем, будут только расти.
Ассигнования на здравоохранение, чтобы свести концы с концами, да еще и обеспечить рост заработной платы медработников, должны вырасти минимум на 300–400 миллионов евро. Не менее 100 миллионов дополнительно потребуется на образование. И дальше список можно продолжать и продолжать… К тому же в следующем году наверняка Брюссель больше не позволит выходить за рамки установленного "в мирное время" потолка бюджетного дефицита в размере 3% от ВВП.
Повысить налоги и контролировать доходы
Что же делать? Если за счет прироста экономики невозможно наполнить казну, то приходится использовать непопулярные меры. А именно: или/и консолидировать бюджет, то есть резать расходную часть, или/и повышать налоги. Глава минфина уже намекал, что могут быть сокращены налоговые льготы, введен налог на сверхприбыль банков, введено обязательное медицинское страхование — то есть те, кто не платят соцналог, должны будут или делать специальные взносы в фонд здравоохранения, или из своего кармана оплачивать все медицинские услуги кроме неотложной помощи.
Для борьбы с теневой экономикой и чтобы вынудить население избавиться от наличных средств будут сокращены максимальные суммы сделок с наличными и введено всеобщее ежегодное декларирование доходов.
Танцуйте и пойте — но на свои
Наверняка еще до конца этого года власти все–таки возьмутся за реформу пенсий по выслуге лет. Как сообщили в воскресенье коллеги из программы LTV1 De facto, Межведомственный координационный центр при Госканцелярии подготовил свои предложения по изменению системы пенсий по выслуге лет. Чиновники предлагают сократить список профессий, представители которых имеют право на досрочный выход на пенсию — в 50, а иногда даже и в 40 лет. Кроме того, предлагается вводить временную пенсию по выслуге лет — до того момента, как, например, бывший танцор балета или оперный певец не переквалифицируется.
Сразу же заметим: в этих предложениях есть здравый смысл. При всем уважении к артистам балета нужно признать, что после завершения своей танцевальной карьеры никто не мешает им переквалифицироваться и работать по другой специальности. В 35–40 лет это вполне возможно. Вообще в современном мире никто не может быть уверен, что сможет без повышения квалификации или даже переквалификации всю жизнь отработать только в рамках полученной в молодости профессии. И чем певцы или танцоры лучше представителей остальных профессий?
Авторы плана реформы пенсий по выслуге лет правы и в том, что сама суть пенсий по выслуге лет состоит в том, чтобы выплачивать пенсию тем, кто уже по состоянию здоровья не может выполнять работу повышенного риска. Например, не может более трудиться в бригадах пожарно–спасательной службы, неотложной медпомощи, в системе полицейско–постовой службы… Все остальные вполне могут продолжать работать, как и обычные латвийцы, хотя бы до 60 лет.
Молодых пенсионеров уже не прокормить
Так или иначе, но пенсия по выслуге лет уже в этом году обходится государству в 100 миллионов евро. Если же посмотреть в долгосрочном периоде, то общие обязательства государства по выплате пенсий по выслуге лет потянут на 4 миллиарда евро. Понятно, что Латвия в перспективе такие расходы позволить себе просто не может — с учетом слабой экономики и с учетом существующей пропорции между работающими и неработающими латвийцами.
Другое дело — будет ли политически готова коалиция ломать систему пенсий по выслуге лет. В любом случае, если такая реформа и произойдет, то, во–первых, она не затронет тех, кто уже получает пенсию по выслуге лет, а во–вторых, будет введен переходный период, чтобы те, кто недавно поступил на службу, например в прокуратуру, знали бы, что через 15 лет у них уже не будет, как у их предшественников, возможности получать пенсию по выслуге лет.
Рискнем предположить, что за повышение общего пенсионного возраста в стране нынешняя правящая коалиция все–таки не возьмется. Это точно будет равносильно политическому самоубийству. Особенно учитывая, что у нас еще не закончилась предыдущая реформа по повышению пенсионного возраста. Она заканчивается только в 2025 году, когда на пенсию можно будет уйти только в 65 лет. Очевидно, что если политики и решат поднять эту планку, например, до 67 или даже 70 лет, то это будет сделано уже после выборов в 15–й сейм, то бишь после октября 2026–го…
Что–то в системе надо менять
А пока правительству, думая о каких–то непопулярных мерах, следует поразмыслить и о том, как повысить зарплаты тем же бюджетникам, чтобы им не нужно было уповать только на пенсию по выслуге лет. Скорее всего нужно решать и что–то со вторым пенсионным уровнем, который уже начал приносить убытки, и, стало быть, велика вероятность, что у нас и дальше новоиспеченные пенсионеры сразу же после оформления пенсий превратятся в малоимущих и бросятся в самоуправление за социальной помощью. Можно долго говорить о гениальности нашей накопительной пенсионной системы, но реальность такова, что эта система продолжает плодить нищету.
В общем, ясно, что трансформация экономики, о которой любит говорить премьер Кариньш, это далеко не единственный вызов для нынешнего правительства. Времени на принятие болезненных решений у правящих остается совсем мало…