Еще в январе, когда обвалились закупочные цены на молоко, министр земледелия Дидзис Шмитс (Объединенный список) пригрозил торговым центрам — мол, если продолжите держать демпинговые цены на закупку молока, но при этом накручивать цены на прилавке, то… правительство просто закроет торговые сети по выходным.
До исполнения угрозы дело не дошло — ближе к весне цены стабилизировались и острота проблемы пропала. Но сама идея-фикс главы минземледелия никуда «не пропала».
В апреле, напомним, Дидзис Шмитс заявил, что сотрудники руководимого им ведомства готовят соответствующие поправки в законодательство с тем, чтобы по крайней мере в воскресенье крупные торговые центры были закрыты.
На дворе уже май, однако никаких документов на сей счет из минземледелия в правительство не поступало. Это связано с, мягко говоря, прохладным отношением к подобным запретам министерства экономики.
Скептически отнеслись к этой затее и в минфине, поскольку ограничение работы крупных торговых центров неминуемо скажется на поступлении средств в казну в виде налогов. Торговые центры приносят весьма солидный доход в бюджет — и за счет подоходного налога с населения (тысячи работников), и за счет подоходного налога с предприятия, и, разумеется, за счет НДС — от продажи товаров и предоставления услуг.
К тому же ограничивать торговые центры на фоне почти остановки экономического роста — это прямо скажем не очень умно…
По слухам, большие сомнения в легитимности подобных ограничений в работе торговых центров имеются у министерства юстиции. Как известно, Конституционный суд признал нарушением Сатверсме даже несоразмерные и дискриминационные ограничения в работе магазинов внутри торговых центров в период ковида.
Какая же легитимная цель ограничивать работу частного бизнеса сегодня? Разве в стране объявлена чрезвычайная ситуация?