«Скажу вам то, что вы и сами знаете: у нас очень плохое правительство, - с первой минуты заявил Шлессерс. – У кабинета Кариньша нет представления, как развивать страну. Сегодня Латвия занимает в среднем по 2 миллиарда евро в год. В бизнесе, если ты берешь кредит, ты понимаешь, за счет чего будешь его отдавать. А когда ты занимаешь деньги для выплат пенсий, зарплат учителям, медикам, ты их просто съедаешь. А как зарабатывать самим, у нас не знает ни один министр».
Латвийский бизнес живет не благодаря, а вопреки тому, что делает кабинет Кариньша, считает Шлесерс. Ситуация, в которой оказалась страна, политик обрисовал на одном ярком примере.
«Если вы возьмете управляющим в свою компанию человека, который что-то создал в бизнесе, есть шанс, что он и у вас что-то создаст. А если вы ставите директором начальника тюрьмы или полиции, то у них нет файла «развивать», их задача – арестовывать, закрывать, конфисковать, а не зарабатывать. Это то, что произошло с нашей страной.
Когда мы собирались открывать универмаг Centrs, мои партнеры норвежцы поставили задачу: создать систему безопасности, чтобы там не воровали. Поручили это человеку, который всю жизнь работал в полиции. Когда мой партнер Варнер выслушал его предложения, он чуть не упал со стула и спросил: мы тюрьму планируем открыть или магазин? Если у каждой колонны ставить по охраннику, то 12% с оборота мы отдадим охране. На кражах мы теряем 0,7%. И сказал: пускай лучше чуть-чуть украдут, чем мы сами будем 12% тратить на содержание этой тюрьмы.
Это просто разная философия. У нас тюремщики, которые кошмарят бизнес, занимают высокие посты, им дают медали, они считают, что хорошо делают свое дело. В результате инвестиции уходят, люди не могут открыть счета и т.д. Чтобы страна развивалась, эту систему надо менять.
Если человек предоставил банку информацию о себе, он за нее отвечает. И банк должен открыть ему счет. Другие структуры, уже не банковские, могут делать свои проверки. И если окажется, что это террорист или мошенник, отмыватель денег наркокартеля, пожалуйста, арестовывайте его, судите.
Но нельзя из-за того, что в мире существуют преступники, закрывать страну. А именно это произошло в нашем финансовом секторе. Пусть правоохранительные органы ловят преступников, а все остальные – должны жить и работать. Сейчас же по сути преступниками считают всех, кто приходит в банк. Это на сегодня главная болезнь Латвии.