Итак, с сегодняшнего дня в стране есть три уже официально выдвинутых кандидата в президенты. И хотя до субботы можно успеть выдвинуть еще какого-нибудь кандидата, едва ли это случится. Таким образом, как и 4 года назад, за пост президента будут бороться 3 претендента. Только в отличии от мая 2019-го, сейчас ситуация совершенно непредсказуемая!
Основные консультации, а затем и встречи кандидатов с фракциями в Сейме начнутся на следующей неделе. Но уже сейчас ясно, что для победы в первом туре, то есть 31-го мая, кандидатам будет мало просто убедить остальных депутатов в том, что они "самые обоятельные и привлекательные". Точнее - нынче ситуация такова, что вопрос личности самого кандидата в президенты вторичный. Поскольку золотая акция находится у оппозиции, то претенденты на пост главы государства нужно будет, если он хочет победить, что-то предложить этой самой оппозиции. Что именно предложить, цинично просто уже озвучил сегодня лидер фракции "Латвии на первом месте" Айнарс Шлесерс: место в новой правящей коалиции.
В этом смысле кандидат "Нового Единства" Эдгарс Ринкевич, на первый взгляд, уступает претенденту Объединенного списка Улдису Пиленсу. Понятно, что Ринкевич не будет обещать оппозиции в обмен на поддержку утопить правительство своего же однопартийца Кариньша. Максимум, что Ринкевич может предложить, например, "зеленым крестьянам", так это вхождение в уже существующую коалицию. Но и в этом случае, даже если представить, что "зеленые крестьяне" купятся на данное предложение, Ринкевичу для победы нужно еще хотя бы уговорить поддержать себя любимого депутатов "ТБ-Visu Latvijai".
А что же Пиленс? Вроде бы он может пообещать больше, чем Ринкевич. Однако, с другой стороны, вряд ли Пиленс и "объединенные" рискнут на встре с оппозицией прямо обещать свергнуть правительство, в котором сами же работают. Если какие-то обещания и будут даны, то скорее - весьма неконкретные. Мол, в будущем возможна более широкая коалиция и т.п.
Значит ли это, что оппозиция "отвернется" от Пиленса? Для них это было бы весьма рискованно. Ведь они понимают, что ставки весьма высоки. Если 31-го мая, благодаря обструкции оппозиции, на выборах "пролетают" все кандидаты, то есть риск, причем достаточно большой, что в июне во втором туре выборов правящие договариваются о едином кандидате - о том же Левитсе, - и оппозиция теряет даже призрачные шансы на смену исполнительной власти. Поэтому лучше уж Пиленс со слабой, но все-таки надеждой на "переворот" в правительстве, чем Левитс или другой единый кандидат с неизбежным в этом случае цементированием коалиции.