Сегодня комиссия Сейма по госуправлению и делам самоуправлений обсудила во втором чтении поправки в Закон о предвыборной агитации. Напомним: инициаторами поправок выступили все депутаты правящей коалиции и суть предлагаемых изменений состоит в том, чтобы де факто и де юре запретить любую предвыборную агитацию на русском языке в любом публичном пространстве. То есть и во всех электронных СМИ, и на интернет-страничках партий, юридических и физических лиц, если речь идет об оплачиваемой предвыборной агитации, и в печатных СМИ, а также в помещениях и вне их.
Комиссия одобрила еще более жесткую поправку министра юстиции Инессе Либини-Эгнере, которая по существу обязывает всех кандидатов в депутаты свои обращения к избирателям — например, в стенах дома культуры или возле палаток, - делать исключительно на латышском языке. Теоретически нельзя исключить, что кандидат в депутаты может на встрече с избирателям шепотом ответить избирателю на русском языке, но если кто-то запишет такое действие политика на видео и отправит в полицию или в Центр госязыка, то может быть и начат административный процесс за использование иностранных языков в предвыборной агитации.
Отметим, что пару недель назад Европейский суд по правам человека в Страсбурге удовлетворил иск гражданина Болгарии турецкого происхождения, который оспаривал очень похожую норму в болгарском выборном законодательстве. Суд решил, что Болгария нарушила положения Европейской конвенции по правам человека, поскольку запретила и избирателям, и кандидатам в депутаты использовать для получения и распространения информации язык нацменьшинств.
Но, как мы видим, это решение суда в Страсбурге вовсе «не испугало» латвийских политиков. Они готовы пойти болгарским путем, нарушая, кстати, и Сатверсме. Стоит заметить, что не все кандидаты в депутаты являются должностными лицами — а только действующие депутаты, которые решили и дальше баллотироваться. Предлагаемые поправки по-существу запрещают частным лицам использовать свой родной язык в общении с другими частными лицами.