Автором инициативы выступила известная поэтесса и активистка Лиана Бокша (Ланга), прославившаяся в последние месяцы доктриной "разрусения" нашей республики. К процессу подключился также Фонд общественного соучастия в лице Дидзиса Мелькиса.
"Русский язык не второй государственный…"
Поясняя цель разработанного проекта Закона об обеспечении статуса латышского языка как единственного государственного языка, общественники отмечают, что, "не затрагивая права физических лиц выбирать язык взаимного общения", они настаивают на реализации принятого референдумом 18 февраля 2012 года решения, "что русский язык не второй государственный язык".
Для чего необходимо "искоренять закрепившуюся практику в повседневном общении в рабочей среде и предоставлении услуг использовать наряду с латышским и русский язык".
Тем самым, полагают активисты, "обеспечат возможность всем жителям Латвии в быту использовать государственный язык или освоить его".
Законопроект не предполагается распространять на оговоренные законом права услуги переводчика; применение языка в чрезвычайных ситуациях, при угрозе жизни или предотвращении преступного деяния; во взаимном общении лиц, в т. ч. при предоставлении услуг.
Отдельно отмечается, что регламентируется использование не просто "иного языка", но того, который "не является официальным языком Европейского союза".
Мусорщики и таксисты, приготовиться
3–я статья законопроекта перечисляет 10 областей, в которых запрещается применение того самого "неевропейского" языка. Здесь "учреждения государства или самоуправления или общества капитала публичного лица, а также… коммерсанты" в сфере: общественных услуг; электронной связи; платежных услуг; услуг кредитования; торговли энергией; услуг общественного транспорта; управления жилыми зданиями; аэропортов, автовокзалов или железнодорожных вокзалов; таксомоторных услуг; услуг сбора отходов.
Данное воспрещение относится к любой коммуникации с клиентом — в виде любых наглядных материалов, электронных аппликаций, сетевых страниц, интернет–банков, порталов, реклам, корреспонденции, текстов договора, счетов.
Разрешено только "индивидуальное общение между работником и клиентом".
При розничной торговле запрещается визуальная или аудиореклама, распространение печатных материалов или информации в интернете, на языке, не являющемся официальным в ЕС. Исключения распространяются опять же на личное общение с покупателем; на упаковку товара; удаленную продажу и уличную торговлю.
Так что торговцы–лоточники смогут и после принятия закона имени поэтессы Ланги зазывать покупателей, например, на языке суахили.
В случае одобрения законопроекта Государственная трудовая инспекция должна была бы получать специальный запрос на знание работниками конкретного предприятия иностранного языка, не входящего в перечень языков ЕС — если работодатель расценивает это как преимущество при приеме на работу. В остальном же юридическим и физическим лицам запрещается требовать от наемной рабочей силы владения такими языками. За нарушение закона предполагается административная ответственность.
Лиана Ланга давно приобрела литературную известность, а теперь воссияла как звезда борьбы за язык.
МИМИКРИЯ
Не дожидаясь принятия закона, сети мобильной связи убрали из меню телефонного общения с клиентом опцию языка путем нажатия кнопки. Тем не менее на русском языке звонящие по справочным номерам — обслуживаются, также получают справочные SMS на русском языке.