В качестве оппонента рассматриваемого на пленарном заседании документа выступил Айнарс Шлесерс. Лидер «Латвии на первом месте» констатировал, что латышский язык – государственный. Однако он предложил поинтересоваться застрельщицей «аткриевошаны»:
-Кто такая Лиана Ланга? Она родилась в Советском Союзе, и в 1980-е годы провела какое-то время вне Латвии, в Крыму. На каком языке она говорила? Вероятно, не на латышском.
«Это опасная игра. Когда-то это начиналось в Германии, за чистую нацию», - сказал далее депутат.
Предприниматель Шлесерс констатировал то обстоятельство, что масштабные стройки вроде Rail Baltica, потребуют ввоза значительного количества рабочей силы из-за границы. «Провокация, чтобы отвлечь внимание», - охарактеризовал инициативу А.Шлесерс, и даже предположил в этом руку ФСБ. Поэтому «Латвия на первом месте» намеревается направить в учреждения государственной безопасности заявление о расследовании в отношении Л.Ланги.
Артурс Бутанс (Национальное объединение) заявил: «Государственный язык для всего общества – один. Люди объединяются на его основе. Здесь есть попытка дискредитировать автора идеи. Разве это не есть школа чека?»
Депутат предложил «провести последнюю ревизию» - и освободиться от наследия двухобщинности, сделав Латвию «сильной нацией». Рассмотрение инциативы продолжится на следующей неделе, и, скорее всего, в профильных комиссиях произойдет адаптация предлагаемых норм в законы, уже имеющие силу.
Ранее представители Министерства юстиции и Юридического бюро Сейма в принципе поддержали ужесточение лингвистических практик – но выразили сомнение в необходимости специального «закрепляющего» закона.
Также по теме: Банки, кинотеатры, домоуправления: кому еще могут запретить говорить по-русски