В репертуаре российско–американской певицы Любови Успенской есть такая забавная песня под названием "Ну, где я был?". В одном из куплетов на вопрос героини песни "Ну, где ты был?" герой с таким же неподдельным удивлением спрашивает как бы самого себя: "Ну, где я был?". Видимо, то ли герой спал летаргическим сном, то ли находился в запое…
Такой же вопрос: "Ну, где ты был?" хотелось в минувший четверг задать пока еще президенту Левитсу, когда он в своей прощальной речи перед сеймом начал перечислить ворох нерешенных в Латвии проблем. Где все эти четыре года находился глава государства? Что ему мешало не только обозначить проблемы, но и настаивать на их решении? Более того, у президента были и все возможности влиять на принимаемые решения — парламентом и премьером. И через законодательные инициативы, и через давление на Кариньша перед тем как выдвинуть его кандидатуру на пост премьера.
Да, изредка вполголоса Левитс что–то там лепетал про необходимость реформ, но ни на чем особо не настаивал и при всяком удобном и не очень случае хвалил Кариньша и его правительство.
С какими реальными предложениями в социально–экономической области, в области госуправления выходил Левитс? За четыре года он сподобился лишь выйти с законодательной поправкой о том, чтобы… увеличить количество министров в правительстве — ввести должности госминистров. При этом Левитс и сам наверняка понимал, что депутаты перед сеймовскими выборами под такой инициативой президента не подпишутся.
"Сравнительно мы катимся назад"
В минувший четверг внезапно прозревший президент попенял депутатам и за отсутствие эффективных реформ, и за то, что слишком долго медлили с оптимизацией школ, с решением проблем нехватки рабочих рук и мозгов… Мол, Латвия упустила время и в итоге по всем статьям отстала от Литвы и Эстонии.
"Сравнительно мы катимся назад. Почему это так? Я упомяну 6 преград, которые в целом и образуют нашу культуру отставания", — произнес Левитс. Как красиво сказано: культура отставания! Жаль только, что даже под занавес своего бесславного президентства Левитс так и не признал, что и он внес ощутимый вклад в эту "культуру отставания". Своим бездействием, своей бездарностью, своим равнодушием к социальным и экономическим вопросам жизни Латвии.
Да и в прощальной речи глава государства об экономике и реформах говорил лишь в последней части спича, львиную часть выступления посвятив борьбе с неправильными названиями улиц и с тем, что от врачей безосновательно требуют владеть русским, чтобы можно было объясниться с пациентом. Вот и все, что по настоящему волнует Левитса. Ни качество и доступность медицинской помощи, ни дефицит молодых врачей и их зарплата, а возможный дискомфорт медиков, которые, дабы оказать квалифицированную помощь больному, должны будут на том или ином уровне знать русский язык.
Народ усилия не оценил
Как показали все эти четыре года, одной националистической риторики и попытки претворить в жизнь программу лишь одной политической партии Левитсу оказалось недостаточно, чтобы завоевать доверие народа и большинства политической элиты. Более того, Левитс побил все рекорды непопулярности в новейшей истории ЛР.
"К концу 2021 года его популярность, или здесь надо говорить непопулярность, достигла такого уровня, что это не просто самый плохой показатель среди всех президентов, но я бы сказал, что даже если измерять показатели всех политиков, то еще нужно особо постараться, чтобы достичь столь низкого уровня", — констатировал в эфире ЛТВ–1, говоря о "популярности" Левитса, руководитель центра SKDS, социолог Арнис Кактиньш.
Социолог сообщил, что данные за июнь тоже шокирующие для Левитса — негативно его деятельность оценивает 71 процент латвийцев. Рейтинг Левитса — минус 50. Это действительно нужно иметь особенный талант, чтобы так "влюбить" в себя жителей страны.
Уже 8 июля Эгилс Левитс передаст бразды правления Эдгару Ринкевичу и покинет Президентский дворец. Облегчение в этот момент, судя по результатам соцопросов, испытают сотни тысяч жителей страны.