Утверждаем, но…
Министерство благосостояния передало на согласование и утверждение Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием — так называемую Стамбульскую конвенцию.
Согласно представленному министерством законопроекту, конвенцию в Латвии планируется утвердить с оговоркой о том, что при ее выполнении будут применяться "закрепленные в конституции ценности, принципы и нормы, особенно в отношении защиты прав человека, равенства женщин и мужчин, защиты и поддержки брака, семьи, прав родителей и детей".
Очевидно, что здесь идет отсылка к 110–й статье Сатверсме, в которой говорится, что "брак — это союз мужчины и женщины". Такая редакция этой статьи в свое время стала результатом попыток ряда политиков не допустить юридического признания однополых пар в стране. Противники же конвенции полагают, что ее принятие приведет к разрешению в Латвии однополых браков.
Также предлагается добавить к конвенции заявление из двух предложений. Первое гласит, что "Латвия считает, что цель конвенции состоит в защите женщин от всех форм насилия, а также в предотвращении насилия в отношении женщин и насилия в семье, в наказании виновных и искоренении насилия". Во втором предложении повторяется уже указанное в статье 2–й закона об утверждении конвенции о том, что Латвия "будет применять конвенцию в рамках закрепленных в конституции ценностей, принципов и норм, особенно в отношении защиты прав человека, равенства женщин и мужчин, защиты и поддержки брака, семьи, прав родителей и детей".
Латвия встала на пути прогресса
Как отмечает минблаг, Стамбульская конвенция требует от ратифицировавших ее государств разработать согласованную политику по борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, а также осуществлять межведомственное сотрудничество государственных органов с неправительственными организациями, гражданским обществом и СМИ.
Стамбульская конвенция была принята Советом Европы в 2011 году и вступила в силу в 2014 году. Европейский союз подписал ее в июне 2017 года, но до сих пор полностью не ратифицировал, поскольку ее не ратифицировали несколько государств, в том числе Латвия.
Латвия подписала конвенцию 18 мая 2016 года, но в течение семи лет не смогла ее ратифицировать из–за отсутствия поддержки большинства в парламенте. Выступающие против ратификации Стамбульской конвенции политики чаще всего приводят аргумент о содержащемся в ней понятии "социального гендера", которое для них идеологически неприемлемо. Дескать, сначала введем социальный гендер, а потом в стране начнется Содом и Гоморра с неизбежным узакониванием однополых отошений.
Расклад перед битвой
В нынешней правящей коалиции, в которое входят "Новое Единство", Национальное объединение и Объединенный список, только "Новое Единство" выступает за ратификацию конвенции, а остальные партии против.
В рамках переговоров о расширении коалиции обсуждалась и ратификация конвенции, и "Новое Единство" договорилось с оппозиционными Союзом зеленых и крестьян (СЗК) и "Прогрессивными" о поддержке ратификации, но с оговорками, как это сделали многие другие европейские страны.
Как говорит министр благосостояния Эвика Силиня ("Новое Единство"), все три партии настроены продолжить движение к ратификации конвенции, добавив к ней декларацию. "Поскольку в конвенции ничего не сказано о "гендерах" — их там видят только те, кто хочет видеть, мы просто разъясним, что никоим образом не нарушаем принципы, заложенные в конституции", — подчеркнула министр.
Политики СЗК заявили, что готовы поддержать ратификацию Стамбульской конвенции только при условии добавления такой декларации, а "Прогрессивные" считают, что Латвия должна ратифицировать конвенцию без оговорок.
Объединенный список и Нацобъединение не участвовали в переговорах по этому вопросу и занимают негативную позицию по отношению к конвенции, однако у "Нового Единства", СЗК и "Прогрессивных" в парламенте 52 голоса, которых достаточно для ратификации конвенции.