Некоторые страны Евросоюза уже испробовали собственные средства в борьбе с инфляцией, например, в Венгрии правительство с конца 2021 года установило потолок цен на отдельные группы товаров.
Экономист Банка Латвии Карлис Вилертс отметил, что «конечно, государство может вмешаться и определить, что за хлеб нужно платить 10 центов, но тогда вряд ли найдется достаточно производителей, которые будут готовы производить, а затем продавать этот хлеб. Поэтому прямое регулирование цен может рано или поздно привести к дефициту товаров», — предупредил экономист Банка Латвии.
Конечно, есть и другие, менее радикальные способы. Например, правительство Франции этой весной договорилось с десятками сетевых магазинов о снижении цен. Министр финансов Франции Бруно Лемер пояснил, что «дистрибьюторы обеспечат этот уровень цен из своей прибыли, это инвестиции в несколько сотен миллионов евро, с помощью которых торговцы будут гарантировать покупательную способность домохозяйств».
Весной правительство Словакии достигло аналогичного соглашения со своими торговцами.
Еще один шаг, который также применялся в ряде европейских стран, — это снижение налогов.
В Латвии до конца года уже установлена характерная для Латвии сниженная ставка налога на добавленную стоимость в размере 5% для фруктов и овощей. Однако представители отрасли – как производители, так и трейдеры – хотели бы расширить ассортимент продукции со сниженным НДС.
В попытке снизить цены Болгария применила интересный подход, разработав инструмент сравнения цен для потребителей.
Он включает в себя популярные продукты питания и сравнивает их стоимость в разных сетевых магазинах.
«Гражданин может проголосовать кошельком. Если товар, который я хочу купить у своего обычного продавца, стал дороже, у меня есть достаточно простой способ посмотреть, сколько стоит товар в другом месте, и пойти к другому. Механизмы конкуренции также приведут к общему снижению этих цен», — рассуждал Виллертс.
В правительстве Латвии переговоры о каком-то контроле над ценами на продукты питания пока не велись, заявила министр экономики Илзе Индриксоне.
Министр лично не поддерживает искусственное вмешательство в рынок, объясняя это тем, что покупатель может внести большой вклад в снижение цен.
«Наши коммерсанты или крупные торговые сети, «Maxima» и «Rimi», в данном случае, находясь в небольшом олигополистическом государстве, до сих пор вникают в то, что не улучшают свою репутацию и имидж высокими цифрами прибыли в глазах населения. И, может быть, эти признаки того, что население обсуждает в социальных сетях и выбирает посещение других более мелких магазинов, в некотором смысле являются положительным сигналом», — сказал министр.
Среди министров наиболее активно о возможности участия государства в формировании политики цен на продукты питания говорил министр сельского хозяйства Дидзис Шмитс, который в четверг в программе «Rīta Panorāma» высказался о возможности создания специального регулятора для мониторинга цен на продукты питания в магазинах.
Между тем, в настоящее время Совет по конкуренции анализирует, как формируются наценки по отдельным товарным группам. Однако, как отмечают в учреждении, выводы ожидаются только в конце текущего года.