Их нравы
Вышеуказанный документ официально именуется так: Конвенция Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием против женщин и насилия в семье. Однако инициаторы петиции считают, что Рига должна отозвать присоединение к нему. Тем самым страна "избежала бы неблагоприятных изменений в сознании общества, сохранив предусмотренные в Сатверсме ценности, и защитила бы общество от навязывания предусмотренной Стамбульской конвенцией формы социально конструированных полов".
Застрельщиком сбора подписей выступил Андрис Шимфс, создатель организации "Родительский альянс". В пояснительном заявлении он указал: "Признавая и осознавая, что насилие в обществе и в семье есть серьезная и решаемая проблема, нужно признать, что Стамбульская конвенция не предлагает качественно существенных мероприятий по предотвращению насилия в обществе в дополнение к тем, которые в Латвии уже обеспечивает имеющееся законодательство".
Кроме того, считает А. Шимфс, присоединение ЛР к данному акту "дополнительно возлагает на государство тяжелое финансовое, организационное и идеологическое отягощение, требуя до основания преобразовать общественную структуру во всех ее областях жизни — культуре, образовании, социальных нормах, обычаях и традициях, в том числе переняв контроль над пространством частной жизни человека и семейной жизнью".
Латышский защитник традиционных ценностей ссылается на решение сейма Литвы, который призвал правительство и президента отказаться от конвенции, на мнение польского Института права. "В Стамбульскую конвенцию включены инструменты, открывающие путь слишком широким интерпретациям понятия "гендер" или "социальный пол", угрожая не только традиционной культуре и семейным ценностям Латвии, но также долгосрочности существованию здорового общества".
Как доказательство в документе для сейма приводится статистика насилия в отношении женщин, регистрируемая в разных странах ЕС. По мнению А. Шимфса, в государствах, где введены нормы равноправия социальных полов, она выше — так, в Дании почти втрое по сравнению с Польшей. Хотя можно сделать и другой вывод: государства Скандинавии просто гораздо строже относятся к такого рода инцидентам, тогда как в Восточной Европе по–прежнему довлеет принцип "бьет — значит любит".
Обещанного семь лет ждут
Министр благосостояния Янис Рейрс ("Единство") подписал Стамбульскую конвенцию от лица Латвии аж 18 мая 2016 года. Однако, как полагает "Родительский альянс", ее содержание основывается на "идеологическом допущении радикального феминизма, что любой мужчина есть потенциальный насильник только потому, что он мужчина…"
"Мужчина от статуса насильника может освободиться единственно признанием и вовлечением в активную борьбу за смену половых ролей и искоренение половых стереотипов", — так трактуют местные активисты положения конвенции.
Действительно, в ее 12–й статье имеется следующая формулировка: "Государства–участники конвенции проводят все необходимые мероприятия для содействия изменений условленных социальной средой и культурой моделей поведения мужчин и женщин с целью искоренять предрассудки, обычаи, традиции и любую другую практику, в основе которой есть идея… о женских и мужских ролях, которые сделались стереотипами".
Прекраснодушное послание, которое крайне трудновыполнимо на практике — и в первую очередь как раз для населения Западной Европы, существенную часть которого, особенно в крупных городах, составляют афроазиатские мигранты. Так что феминистам ЕС придется сломать немало копий в борьбе, скажем, с хиджабами — а тут уж придется столкнуться с крепостью мультикультурализма.