В процессе полураспада исполнительной власти прошло заседание Кабинета министров — а в повестке дня был судьбоносный для многих десятков предпринимателей ЛР вопрос о программе "Вложения капитала возможностей".
Представляет министр экономики Илзе Индриксоне (Национальное объединение), что для нее также может стать лебединой песнью.
В соответствии с планом до 2027 года
Финансово–экономическая политика Евросоюза местами парадоксальна. С одной стороны, государства–участники не имеют права оказывать протекционистские меры в пользу национальных компаний — в свое время за это поплатилась, например, Хорватия, пытавшаяся сохранить на плаву некогда мощное судостроение. С другой — тот же Брюссель предоставляет широкие программы грантов для развития бизнеса в странах ЕС, суммы же должны распределяться на местах.
В нашем случае деньги ЕС должны пойти на "потенциальных конечных получателей", что должно обеспечить "новых, инновационных, с высоким потенциалом роста и продуктивности" предприятий.
Будем прирастать Латгалией
Как обещает Министерство экономики, в течение ближайших четырех лет государственное общество Altum, занятое освоением денег Евросоюза в Латвии (выросло из изначально казенного Ипотечно–земельного банка), откроет региональный центр в Резекне. Даугавпилс тем самым несколько оттеснен в качестве стольного града Латгале — хотя и там будет центр консультаций Altum.
Разумеется, привлекая евросредства максимальным размером 93 миллиона евро, ведомство И. Индриксоне обязуется соблюдать Закон о публичных закупках, а также проводить "превентивные мероприятия" для "контроля риска конфликта интересов".
"Новые предприятия", или стартапы, в количестве аж 80 штук должны привлечь частные инвестиции в размере 31,6 миллиона евро — ну а государство обещает поспособствовать суммой, которая примерно втрое больше. К сожалению, ныне в ЛР "рост медленный, и доступность фондов финансирования капитала возможностей для коммерсантов недостаточна". Минэкономики констатирует также "ограниченность" доступа к займам коммерческих банков и альтернативным финансовым источникам со стороны быстрорастущих хозяйственных субъектов.
Несмотря на то, что само министерство называет получателей средств "конечными", в аннотации указано, что "предусмотренное программой финансирование будет вложено в капитал основанных финансовыми посредниками коммандитных товариществ".
Последняя форма в Латвии относительно нова, хотя появилась среди купцов в регионе Средиземного моря еще в X веке. Это своего рода финансовый кооператив: управление деятельностью "товарищества на вере" осуществляется полными товарищами. Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел товарищества на вере, выступать от его имени иначе как по доверенности. Они не вправе также оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества. Прибыль и убытки товарищества на вере распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале.
Квазикапитал для реального сектора
Министерство экономики не называет реципиентов получения денег — но описывает виды деятельности, которые подпадают под финансирование: развитие и исследования, маркетинг, представление услуг, производство, введение и тестирование прототипов, продажи. Все это должно осуществляться в Латвии. А кроме прямых финансовых дотаций, предприниматели смогут задействовать и квазикапитал.
Данным термином обозначаются заемные инструменты, обладающие некоторыми характеристиками акций (например, не имеющие обеспечения, не имеющие жесткого графика погашения, конвертируемые в обыкновенные акции и т. п.); обычно к таким инструментам относят субординированные долги, долговые инструменты с варрантами на акции, привилегированные акции с правом требования досрочного погашения и т. п.
Министр Индриксоне явно спешит: львиная доля предварительного расклада еврофинансирования придется именно на 2023 год — 27 535 837 евро, тогда как в 2027–м останутся только слезы, 4 464 163 евро. И что самое обидное, плоды усилий нынешнего главы минэкономики может собрать человек из совсем другой партии. В шортлисте министров фигурирует даже основатель "Объединенного списка" мультимиллионер Улдис Пиленс!