Даешь пять партий в коалиции!
Ринкевичс пытается уговорить лидеров этих политических сил забыть про "красные линии" и договориться о совместной работе. Правда, накануне нацобъединение уже заявило, что не видит возможности работать в одном правительстве с "прогрессивными".
В идее Ринкевича о максимально широкой коалиции есть свой резон. Понятно, что, имея конституционное большинство, можно спокойно проводить через парламент все решения. К тому же в широкой коалиции ни у кого нет золотой акции, то есть демарш одной или другой политической силы внутри коалиции не приведет к развалу правительства.
Однако очевидно, и это вчера фактически признал и сам президент, что шансов на коалицию из пяти политических сил крайне мало. Оптимальным вариантом может быть коалиция из четырех сил — то есть "Новое Единство", Союз зеленых и крестьян, "Объединенный список", ТВ–Visu Latvijai или "Прогрессивные".
Неужели без националистов?
Поскольку "тевземцы" заявили, что у них по–прежнему есть "красные линии" в отношении к "прогрессивным" и с ними они в одном правительстве работать не будут, то ТВ–Visu Latvijai вполне может оказаться в оппозиции. Впервые за почти 13 лет. Это, кстати, даст коалиции массу преимуществ: во–первых, будет меньше идеологии и больше практических дел, во–вторых — кадровый состав у нацобъединения достаточно слабый, и их нахождение в оппозиции позволит назначить на министерские посты более подготовленных политиков. И в–третьих, любые правые партии в этой коалиции все равно будут более умеренными, нежели партия Райвиса Дзинтарса.
"Тяжело представить правительство без нацобъединения", — вчера заявил спикер сейма Эдвардс Смилтенс. Представить можно все. Другое дело, что все уже за эти долгие годы привыкли: идеологическую повестку дня любого правительства ЛР определяют именно представители ТВ–Visu Latvijai!
Отметим, что вполне жизнеспособной будет и модель из трех политических сил — "Новое Единство", Союз зеленых и крестьян и "Объединенный список", что в сумме даст все равно больше голосов, чем прошлая коалиция — 57 вместо 54.
Еще пару недель назад у "тевземцев" были определенные надежды на то, что им вместе с "объединенными" удастся создать блок и загнать остальные три политических силы в угол. Особенно в неудобном положении оказалось бы в этом случае премьерская партия. И получилось бы, что Кариньш развалил правительство с 54 голосами в сейме, чтобы создать новое правительство с 52 голосами в сейме. Это, согласитесь, полнейший абсурд!
Оппозиция как средство раскола
Но такой блок создать не удалось — "объединенные" вовсе не жаждут оказаться в оппозиции. Им, видимо, есть что терять. Например, пост спикера сейма, который занимает Эдвардс Смилтенс.
К тому же наверняка один из учредителей "Объединенного списка" Улдис Пиленс прекрасно понимает, что отправка в оппозицию особенно опасна не для монолитных партий, как ТВ–Visu Latvijai, а именно для объединений — они обычно не выдерживают испытания оппозицией и легко могут расколоться. Особенно учитывая, что ОС состоит из трех партий, да еще и из "свободных художников" в виде беспартийных депутатов.
Три недели до нового правительства?
Уже упомянутый Эдвардс Смилтенс вчера заявил, что нужно попытаться утвердить правительство не позднее 15 сентября, чтобы можно было вовремя начать обсуждение и принятие бюджета–2024. Пока непохоже, что 15 сентября — это реальная дата для создания нового правительства. До этой даты остается всего три недели, а пока нет ни правящей коалиции, ни декларации нового правительства… Разумеется, даже не начались переговоры по планам нового правительства и главное — по дележу министерских портфелей. Понятно, что смена коалиции должна привести и к изменениям в руководстве комиссиями сейма.
Подчеркнем: реальные переговоры о формировании правительства могут начаться после того, как президент официально выдвинет кандидата в премьер–министры. Пока этого тоже не произошло. Но, вероятно, может произойти или на этой, или в начале следующей недели. Нет сомнений, что Ринкевичс выдвинет пока единственного реального претендента на премьерский пост.