На завтрашнем заседании Кабинета министров ей предстоит докладывать по плану медиации споров, связанных с интересами детей.
Закон о медиации — внесудебном решении конфликтов, в том числе семейных, был принят сеймом еще в 2014 году. Однако в течение 9 лет, как констатирует документ минблага, «медиация недостаточно широко применяется, ибо у общества слабые знания о медиации и ее возможностях, а также о преимуществах по сравнению с судебным процессом». А между тем в стране создан Совет сертифицированных медиаторов, а также госпрограмма «Медиация при семейных спорах».
Более трети браков Латвии заканчиваются разводом
Такова печальная статистика семейной жизни в нашей республике, и поэтому Государственная инспекция по защите прав ребенка и сиротские суды перегружены. Если в предкризисном 2019 году судебным путем понадобилось устанавливать порядок ухода за 842 детьми, то в 2022-м — за 902.
Омбудсмен Латвии Юрис Янсонс констатировал, что конфликтные ситуации среди родителей имеют тенденцию к росту: «примерно 10% всех случаев расторжения браков оцениваются как тяжелые, где судопроизводство длится на протяжении многих лет и родители застревают в защите своих интересов, а не в поиске лучшего для ребенка решения».
«Разногласия между родителями по уходу и надзором за ребенком могут быть столь глубокими, что угрожают полноценному развитию ребенка, — отмечают эксперты. —Необоснованная настойчивость и категоричность одного родителя, нежелание принимать совместные решения, агрессивность, а именно активные деструктивные действия...» — все это делает медиацию между бывшими партнерами особенно востребованной.
В рамках вышеуказанного проекта в 2018 и 2020 годах обеспечивались — бесплатно — пять сессий медиации на протяжении 60 минут каждая, во время которых конфликтующие стороны старались разобраться в своих отношениях, подобно тому, как происходило бы в рамках гражданского судопроизводства. Но без необходимых для суда формальностей, по сути. В 2022 году медиация распространилась на малообеспеченных лиц, уже по семь сессий.
Благодаря процессу медиации можно было определить, например, нахождение ребенка у находящихся в конфликте сторон; размер и порядок выплат средств на содержание; нюансы воспитания ребенка; коммуникацию детей и родителей. Что не может не радовать — в двух третях случаев процесс медиации закончился частичной или полной договоренностью сторон, в результате чего отпала необходимость судебного разбирательства. «Уменьшив возможность появления новых конфликтов в будущем», — отмечается в документе, подписанном Эвикой Силиней.
Когда медиаторы бессильны
Разумеется, медиация не волшебная палочка — в 26% случаев медиация завершена безрезультатно. Тем не менее количество случаев, когда она удается, вдвое превосходит число безуспешных кейсов.
Согласно статистике, чаще всего — 151 случай — решение относится к определению общения ребенка с расстающимися предками; 113 раз устанавливалась форма дальнейшей связи собственно бывших партнеров. Урегулированию смогли подвергнуться даже такие непростые темы, как выплата кредитов после развода.
К сожалению, медиаторы Латвии констатировали, что зачастую «желание ухудшить возможности второй стороны превышает желание достичь соглашения». «Стороны не готовы уступить... в силу каких-то эмоциональных соображений».
Поэтому Министерство благосостояния и Министерство юстиции (оба портфеля находятся сейчас в руках представительниц «Нового Единства») пришли к необходимости установить медиацию в качестве обязательного досудебного требования. Специалисты найдутся: всего в Латвии 48 сертифицированных медиаторов, решающих судебные споры, причем 28 из них практикуют удаленно.
Учитывая, что в прошлом году по семейным вопросам в суды ЛР обращались 2508 раз, минблаг надеется, что удастся обеспечить консультацию в течение 1-2 недель после получения запроса. В смысле бюджетном это составит 236 890 евро за год.
СТАТИСТИКА
Наибольшее количество производств в сиротских судах по вопросам ухода за ребенком в распавшихся семьях в прошлом году имело место в Риге — 329. Тогда как в Валкском и Вентспилсском районах — ни одного случая.