– В прошлом вы работали в России – в Москве – и в Беларуси. То есть знаете эти страны изнутри. Учитывая ваш опыт, какие основные причины вторжения России в Украину вы можете назвать? Что к этому привело?
– Тяжело спекулировать, но мы можем судить по словам самого Путина. Он четко сказал, что не признает украинцев как отдельный народ. Мы видим, что Россия нарушает каждое международное обязательство, под которым оно подписалось. От Устава ООН до Хельсинкских соглашений, Будапештского меморандума и так далее. Мы можем до конца этого интервью называть соглашения, которые Россия нарушила. Мы видим, что Путин хочет проявлять силу, доминировать над всеми соседними государствами, которые выбрали путь независимости. Именно поэтому мы должны поддерживать Украину.
Это касается более широких вещей – борьбы за свободу, суверенитета государств, возможности выбирать свой собственный путь и неприкосновенности границ. Это ключевые составляющие, от которых зависят все наши системы. И все они сейчас поставлены на кон. Именно поэтому президент Байден сказал, что мы будем поддерживать Украину столько, сколько потребуется. Так что мы должны акцентировать внимание на агрессии России, мы должны привлекать ее к ответственности и продолжать работать вместе, как мы это делаем с Латвией, чтобы быть уверенными, что это больше не повторится.
– Не могли бы вы рассказать немного о вашей работе в Москве? Какой опыт вы получили, чувствовали ли вы уже тогда, что Россия движется к тому, что мы сейчас имеем?
– Мы видели, что Россия становится все более авторитарной и, если вам угодно, тоталитарной на протяжении многих лет. Наши отчеты о правах человека документировали это. Мы видели, что Россия применяет запрещенное оружие, отравляющие вещества против своих же граждан. Мы видели, как Россия расправляется со своими гражданами. Экономикой страны продолжает управлять криминально-олигархический круг.
Россия использует силу по отношению к собственным гражданам и наращивает агрессию за границей. В гибридной форме и, конечно, в виде конвенциональной войны в Украине. Мы давно призывали Россию к ответственности, чтобы предотвратить будущую агрессию.
По этой причине я так ценю сотрудничество с Латвией. Латвия на уровне правительства и ее граждан давно осознавали угрозу, исходящую от Москвы, и необходимость твердо противостоять России и привлекать ее к ответственности. Мы продолжим это делать.
Я был выслан из Москвы в 2018 году и объявлен персоной нон-грата. Я не вернусь туда снова, возможно, никогда.