Депутаты требуют еще более жестких решений в отношении банков
Сегодня парламентарии концептуально поддержали первый удар, как высказались политики, по банковскому лобби.
Более часа продолжались в Сейме дебаты по концептуальному, то бишь в первом чтении, принятию поправок в Закон о защите прав потребителей.
Как уже сообщалось, это беспрецедентные в новейшей истории поправки, которые по существу вводят регулирование цен в частном бизнесе — в банковском и внебанковском кредитовании! Предлагаемые изменения в законе обязывают банки и финансовые компании по заявлению кредитополучателя, оформившего кредит до 30-го сентября сего года, уменьшить заемную ставку по ипотеке на 50 процентов в период с 1-го ноября 2023-го года по 31-е октября 2024-го года, то есть фактически на год. Причем, в изначальном варианте законопроекта ничего не сказано о плавающей процентной ставке. И это означает, что просить снизить ставку на 50% могут как те, кто заключил с банком договор с фиксированной процентной ставкой, так и те, у кого в договоре прописана плавающая процентная ставка!
Депутаты — как от правящей коалиции, так и от оппозиции, - горячо поддерживали разработанный бюджетной комиссией законопроект. Некоторые парламентарии настаивали на еще более жестких решениях в отношении банков и на расширении круга кредитополучателей, которые могли бы по этому закону претендовать на снижении процентных ставок. Так глава подкомиссии по развитию предпринимательства Артурс Бутанс («ТБ-Visu Latvijai”) предложил распространить этот закон и на тех, кто имеет два и более ипотечных кредита. Он также считает, что требование к банкам снизить проценты на год — слишком мягкое и можно было бы продлить это требование на два года.
Депутат Александр Кирштейнс отметил, что у нас в стране образовалась банковская олигополия — львиную долю банковского рынка занимают четыре крупных зарубежных банка, которые, как с иронией заметил политик, продолжают активно доить хуторян. Депутат подчеркнул, что в своих странах эти банки так себя не ведут, а вот в Латвии «позволяют себе это свинство по отношению к латышскому народу», имея в виду высокие проценты по кредитам, что дает возможность демонстрировать рекордную прибыль. По случаю Кирштейнс напомнил и о том, что в свое время латвийские власти совершенно невыгодно продали банк Parex, фактически недополучив, по подсчетам Госконтроля, от 250 до 700 миллионов евро.
Законопроект будет рассмотрен в трех чтениях, но, судя по настрою депутатов, едва ли он будет смягчен.