Вопрос статуса россиян на минувшей неделе вновь возбудил латвийских законодателей. Профильные ведомства, однако, полагают, что все идет по плану и для обостренного внимания к проблеме основания нет. С ними не согласны национально мыслящие избиратели.
Беспокойные сердца патриотов
Несмотря на то, что 22 августа правительство договорилось внести изменения в Иммиграционный закон и продлить для обладателей паспортов РФ сроки сдачи экзаменов на знание латышского языка, 10 740 граждан ЛР, достигших 16–летнего возраста, за кратчайший период — 2 недели! — подписали на портале Manabalss.lv петицию о том, чтобы "отказаться от этого решения и оставить в силе правило, что разрешение на пребывание будет отнято у тех, кто не сдал или не заявился сдавать проверку государственного языка до 1 сентября".
"Пришло время закончить глумиться над обществом и дать ясный сигнал гражданам России о правилах игры, не меняя их все время. Иначе это требование о знаниях государственного языка будет переноситься и откладываться каждый миг. Нам нужно уважать самим себя. Если язык какого–то государства нельзя выучить за время 30 лет, то дополнительные два года ничему не помогут…" — полагает автор инициативы Янис Берзиньш.
Придя на заседание Комиссии Сейма по мандатам, этике и заявлениям, господин Берзиньш — бородатый мужчина 30 лет в клетчатой рубашке — указал, что для освоения языка на уровень А2, необходимый для получения ВНЖ, нужно от 60 до 200 часов.
— Это с полного нуля, ничего не зная. Прошло более года!
"Какой сигнал мы даем государству–агрессору? Мы принимаем закон, и мы меняем его, оттого, что есть какое–то сопротивление от граждан третьего государства", — заявил Я. Берзиньш.
Силовики всё держат под контролем
Вилнис Витолиньш, заместитель государственного секретаря МВД, директор Юридического департамента, заслушав петицию, пояснил: речь идет о переходных правилах. "Ранее принятое регулирование не меняется". Просто появился новый срок — 30 ноября, до которого позволили сдачу экзаменов.
Нормы Иммиграционного закона, подчеркнул В. Витолиньш, касаются не только граждан России, но и Белоруссии в той части, что указывает на контроль органами госбезопасности.
Министерство внутренних дел со своей стороны направляло "августовские" поправки в Комиссию Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции, там прошла вся необходимая дискуссия — и оттого никаких перемен по желанию граждан ведомство не желает.
Иммиграционные альтернативы
Илзе Бриеде, руководитель Отдела миграции УДГМ, утешила сторонников жесткого подхода к гражданам РФ: уже на сентябрь получили "информационное письмо" — предписание покинуть страну в течение 90 дней — около 3500 россиян, не квалифицировавшихся на получение ВНЖ. Хотя, возможно, и среди них кто–то имел "очень оправдывающие причины, почему они не представили заявку на проверку государственного языка".
Впрочем, и после того как государство пошло навстречу россиянам, они не проявили особенного энтузиазма — всего 20 человек за двухнедельный срок направили в инстанции заявки на получение двухлетнего проживания в Латвии.
— Какова обратная связь от этих персон? — заинтересовался Янис Вуцанс (Союз зеленых и крестьян), председатель парламентской комиссии. Госпожа Бриеде сообщила, что граждане РФ часто направляют иммиграционным властям электронные письма, звонят с просьбами разъяснить их статус. "Как им дальше действовать? Объясняют причины, почему произошла эта задержка, обещают, конечно, что эта языковая проверка будет сдана".
"Решительные действия" и их сторонники
Райвис Дзинтарс, лидер фракции Национального объединения, напомнил, что в Сейме "смягчение нормы" прошло серьезные дебаты. Его политическая сила, например, была против 2–летнего срока, на который позволялось оставлять еще не сдавших язык россиян.
— Ни у кого нет гарантии, что с окончанием этого периода не возникнет политическое желание сделать новое переходное время… Еще раз смягчить закон.
Политик предложил поддержать петицию граждан. В ее пользу высказался и национальный депутат Наурис Пунтулис. Экс–министр культуры, кроме прочего, инициировал проверку тех, кто не сдал язык — сделали ли они это умышленно, или в силу стечения обстоятельств?
— Я рад, что мы в этой области приступили к решительным действиям, как в сфере образования, так и сноса символов оккупации, — расширил политический контекст Н. Пунтулис.
Член комиссии от фракции "Латвия на первом месте" Эдмундс Зивтиньш оговорился, что его родители в советское время были репрессированы, но он сам не сторонник жестких решений.
— У нас есть другие приоритеты, с чем бороться. Будет собрание, как бороться на государственной границе. Не радующая информация там. Что касается людей, что здесь жили — такая политика была у нашего государства. Мы там, где мы есть. Скоро получим тысячи мигрантов, которые будут полностью чужие нашему менталитету. Нужно больше внимания уделять латышскому языку. Мои друзья живут во Франции — им платят за то, что они учатся французскому языку. Приплачивают докторам за то, что они знают английский, русский язык. Нам нужно и строже, и цивилизованней этот вопрос решать. Эта внутренняя вражда — нехорошо.
У господина Зивтиньша, по его словам, "не выходит из головы" случай с бабушкой знаменитого латвийского хоккеиста Шилова, которая теперь должна будет покинуть пределы Латвии.
"Как это поспособствует нашей безопасности?" — риторически заявил бывший начальник Дорожной полиции МВД. Э. Зивтиньш сказал, что 30 лет тому назад имелись политические инициативы по решению миграционных проблем, но они не прошли, ибо "известное давление было и от Европы".
Эдмундс Юревицс ("Новое Единство") сказал, что принятые языковые требования к россиянам были "легитимными".
— Тридцать лет назад не могли этот вопрос решить, потому что хотели, чтобы армия большого соседа ушла, — напомнил Я. Вуцанс. Тем не менее он поставил на голосование инициативу граждан и выяснилось — 9 за, 1 против, 1 воздержался. Таким образом, мнение граждан все–таки пойдет на следующий этап — изучение Комиссией по обороне, внутренним делам и противодействию коррупции.