Так озаглавлено обширное интервью Diena депутата Европарламента Даце Мелбарде. «Миграционная политика Европейского Союза провалилась», - констатирует бывшая глава Минкульта ЛР. «Один яркий пример есть Швеция. Я очень хорошо помню, как десять лет назад Швецию показывали как пример, где очень успешна эта интеграция общества. Но мы в данный миг видим, что Швеция реально борется с последствиями миграции и неспособна эту внутренней поляризацией и радикализацией общества реально управлять. И также сами шведы на политическом уровне в данный миг признают, что-то пошло криво в этой интеграционной политике. Так что, я сказала бы, Латвия со своим строгим подходом в миграционных вопросах в выигрыше».
Причиной подобного подхода ЕС к миграции Д.Мелбарде называет «очень сильное леволиберальное крыло» в Европарламенте, которое «опять выступает за вопросы прав человека, не соблюдая такие широкие последствия для будущего Европы». «Нам эти вопросы прав человека, как бы сурово это не звучало, надо оценивать также в контексте безопасности, думая шире о будущем Европы. Ибо достаточно ясно, что долгосрочно не сможем позволить эту политику открытых дверей. Каждое государство ЕС имеет право решить, как живет его государство, и ни у кого извне нет права навязывать свою волю и говорить, как нужно меняться структуре соответствующего общества. В этом смысле, я считаю, национальным государствам нужно сохранить свой суверенитет и право голоса о том, каково их общество и общественное будущее».
«Мне кажется, правильно, что мы работаем над созданием политической нации, но несомненно в основе этого концепта политической нации в Латвии должны быть латышский язык и латышская культура, - говорит далее Д.Мелбарде. - Ибо в противном случае мы не могли бы прийти к главной цели интеграции, которая есть сплоченное общество. Чтобы было сплоченное общество, нужно быть единому языку и этим национальным культурным ценностям, которые также создают содержание общественной интеграции».
Что интересно, евродепутат косвенно критикует решение о полном переходе общественных СМИ на латышский: «Важнейшее в данный миг есть, не на каком языке, но каково есть содержание, и можем ли мы с этим содержанием обратиться к нацменьшинствам в Латвии. Здесь есть также одна вещь, которая меня не вдохновляет, что мы жителей Латвии разделяем на латышей и русских. Наше общество в действительности намного красочней, и нам нужно говорить о нацменьшинствах. Укрепление языков нацменьшинств также есть один из видов, как уменьшить самодостаточность русского языка в информационном пространстве Латвии. Просто поставив в 2026 году в Концепцию национальной безопасности, ничего не изменится — безопасности не станет больше, и самодостаточность русского языка не уменьшится, если мы не проведем все эти прочие действия... Никогда не дождемся, чтобы эти люди начали использовать медиа на латышском языке, если они просто не чувствуют комфортабельно на этом языке».