Правящая коалиция настолько уверена в успехе этого еще полгода назад казавшегося безнадежным дела, что даже решила не ждать принятия бюджета–2024.
Напомним: сперва правительство дало зеленый свет законопроекту о ратификации Стамбульской конвенции, а уже вчера в повестку дня пленарного заседания Сейма был включен пакет изменений в законы с тем, чтобы социальные и иные права могли получить партнеры. Речь идет о регистрации у нотариуса факта совместного проживания (партнерских отношений) двух совершеннолетних лиц.
Пакет изменений в семь законов был подготовлен Министерством юстиции. И хотя в самих поправках фраза "однополые пары" не употребляется, всем было очевидно, что основная цель предлагаемых изменений — это защита прав гомосексуальных пар. Неслучайно представители либеральной партии "Прогрессивные" уже объявили о своей первой большой победе в деле защиты "всех семей", имея в виду и однополые пары. Вчера против этих поправок жестко с трибуны Сейма выступали все представители оппозиционного лагеря — и правые, и левые.
Оппозиционные политики бросили в адрес правящих три главных упрека.
Во–первых, это покушение на институт брака и начало процесса легализации однополых отношений.
Во–вторых, непонятно, что за спешка — почему законопроектам хотят придать срочный статус и принять их в двух чтениях?
В–третьих, в обсуждение этих чувствительных тем была вовлечена лишь одна общественная организация, которая именно представляет интересы нацменьшинств. Часть оппозиционеров обвинила правящих в лицемерии: "Почему вы не хотите прямо сказать, что речь идет об однополых парах, а не о двух живущих тетушках? Если это и тетушки, то один из них — мужчина в юбке, а вторая тетушка — это дядюшка с бородой", — заметила под смех зала депутат Линда Лиепиня.
Впрочем, остановить само принятие законопроектов в Сейме оппозиция не в силах. А вот задержать вступление законов в силу оппозиция может и планирует это делать. Согласно конституции не менее 34 депутатов Сейма могут на два месяца приостановить провозглашение закона. В течение этих двух месяцев идет сбор подписей за референдум по данному закону. Если необходимое количество подписей — порядка 155 тысяч — собрать не удастся, то президент подписывает закон.