А за что мы проголосовали?
Нечто вроде скандала случилось во время голосования по поддержке в нулевом чтении законопроекта о ратификации многострадальной Стамбульской конвенции. Многие депутаты от оппозиции не поняли (или сделали вид, что не поняли), а за что, собственно, они проголосовали. Оппозиционные политики утверждали, что они полагали, что голосовали за передачу документа на обсуждение комиссии по иностранным делам. Но оказалось, что это не так. "Так, а за что же мы тогда голосовали?" — задавался вопросом целый ряд депутатов, включая экс–спикера Сейма Инару Мурниеце из TB–Visu Latvijai!.
Нужно признать, что путаницу невольно создала новый спикер Сейма Дайга Миериня, которая, видимо, была не в курсе решения правящей коалиции, то есть в том числе и своих однопартийцев, относительно тактики рассмотрения Стамбульской конвенции. Представляя законопроект о ратификации, она сперва произнесла, что президиум Сейма заявляет соответствующий законопроект и предлагает его передать на рассмотрение комиссии по иностранным делам. Но затем на трибуну вышел глава фракции "Новое Единство" Эдмундс Юревицс и после призыва голосовать за передачу законопроекта на рассмотрение в комиссию внезапно предложил передать документ в юридическую комиссию.
В создавшейся ситуации, поскольку поступило предложение сменить ответственную комиссию, спикер Сейма сперва решила объявить голосование о том, согласны ли депутаты вообще поддержать начало процесса ратификации. Депутаты сперва проголосовали, а затем только поняли, что ничего не поняли. Слуги народа от оппозиционного лагеря потребовали объявить техническую паузу, чтобы ознакомиться со стенограммой и убедиться, за что именно было голосование. Дайга Миериня никакой паузы брать не хотела. Началась перепалка. После чего вопрос о техническом перерыве был поставлен на голосование. Сеймовское большинство проголосовало против. В итоге было объявлено второе голосование: уже о передаче в конкретную — юридическую — комиссию. И большинство сказало да. Альтернативное предложение Рихардса Колса назначить соответственно руководимую им комиссию по иностранным делам большинство депутатов отклонило.
Желание правящих не допустить рассмотрение законопроекта в комиссии по иностранным делам понятно: мало того что комиссию возглавляет представитель ныне оппозиционной TB–Visu Latvijai!, так еще в этой комиссии, в отличие от юридической, у правящих нет большинства. К тому же комиссия по иностранным делам недавно вообще пыталась протащить через Сейм проект заявления парламента об отзыве подписи Латвии под данной конвенцией.
Партнерские отношения — это что?
Вообще создалось ощущение, что правящие решили всерьез поднять популярность всей оппозиции, поскольку наряду с вопросом о начале ратификации Стамбульской конвенции в повестку дня вчерашнего заседания было включено и принятие в срочном порядке пакета законодательных поправок, которые вводят институт партнерства. Напомним, что главная поправка в Закон о нотариате предусматривает право для двух совершеннолетних лиц, находящихся в близких отношениях, зарегистрировать партнерство у нотариуса. К моменту подготовки этого материала в печать горячие дискуссии по этим поправкам еще продолжались.
Против данных инициатив правящей коалиции объединилась вся оппозиция — и правая, и левая. Оппозиционные депутаты особенно клеймят позором "зеленых крестьян", которые себя всегда позиционировали как поборников традиционных, консервативных ценностей и до выборов клялись, что выступают категорически против попыток изуродовать институт брака, институт семьи. "Если вы думаете, что избиратели до следующих выборов забудут о том, как вы голосовали по этому вопросу, то вы ошибаетесь!" — неоднократно повторяли оппозиционные политики. Также они обвинили правящую коалицию в лицемерии и лжи. Депутаты от оппозиции считают, что правящие должны были не говорить витиевато о желании защитить права тех, кто не состоит в официальном браке, а прямо заявить, что под партнерскими отношениями понимаются "близкие отношения двух взрослых людей одного пола".
"Если "Новое Единство" и "Прогрессивные" готовы легализовать брак геев и лесбиянок, то так и скажите, и тогда Союз зеленых и крестьян сможет к этому присоединиться или не присоединиться, и не смогут врать, что думали поддержать не гейские браки, а позаботиться о пенсионерах", — вещали с трибуны представители оппозиции.
Союз двух бабушек
Отметим, что некоторые представители правящей коалиции — особенно "зеленые крестьяне", действительно пытались утверждать, что под партнерскими отношениями может иметься в виду и регистрация отношений двух одиноких пенсионерок, которые решили жить вместе, чтобы сложить две пенсии и таким образом было бы легче выживать. И чтобы решить вопросы наследования имущества в случае смерти одной из пенсионерок, они смогут обратиться к нотариусу и зарегистрировать партнерство. Кстати, никто не мешает и сейчас двум одиноким пенсионеркам оформить завещание без всякой регистрации партнерства.
Так или иначе, но наверняка правящая коалиция своего добьется и пакет поправок о партнерских отношениях будет принят. Пока еще неясно, как себя в создавшейся ситуации поведет оппозиции. А именно: воспользуется ли статьей конституции, которая дает право в течение 10 дней с момента голосования в Сейме собрать 34 депутатских подписи и заблокировать на два месяца вступление в силу закона. В течение двух месяцев объявляется сбор подписей за референдум по данному вопросу. Если порядка 155 тысяч подписей граждан ЛР собрать не удастся, то тогда президент провозглашает закон.
Бюджет ушел в тень
Рассмотрение столь чувствительных в обществе вопросов отодвинуло на второй план решение Сейма начать обсуждение главного финансового закона страны. Да, вчера парламент дал старт рассмотрению проекта бюджета–2024.
Правящие считают, что это оптимальный вариант бюджета, который позволит повысить уровень внешней и внутренней безопасности Латвии, а также реализовать еще два приоритета правительства Силини — улучшить ситуацию в образовании и здравоохранении. Проект бюджета Сейм обсудит в двух чтениях и, как ожидается, примет главный финансовый закон страны в первых числах декабря.