Дело было возбуждено по заявлению Верховного суда. Верховный суд рассматривает в кассационном порядке административное дело, возбужденное по заявлению физического лица, которое просит отменить решение Управления по делам гражданства и миграции (УДГМ) о лишении его гражданства Латвии, которое он приобрел до 1 октября 2013 года.
УДГМ лишило его гражданства, поскольку при декларировании своего латвийского гражданства он предоставил заведомо ложную информацию или скрыл факты, касающиеся условий приобретения латвийского гражданства.
Верховный суд попросил КС оценить соответствие пункта 7 Переходных положений Закона о гражданстве первому предложению статьи 91 Конституции. Пункт 7 Переходных положений Закона о гражданстве предусматривает, что для лиц, которые приобрели гражданство Латвии до 1 октября 2013 года, десятилетний период, указанный в статье 24 Закона, начинается с 1 октября 2013 года. Статья 24 Закона о гражданстве предусматривает, что лицо лишается гражданства Латвии, если в процессе приобретения гражданства оно предоставило заведомо ложные сведения или скрыло связанные с ним факты, и если с момента приобретения гражданства прошло не более десяти лет.
Первое предложение статьи 91 Конституции гласит, что все люди в Латвии равны перед законом и судом.
Оценивая соответствие оспариваемой нормы принципу юридического равенства, закрепленному в статье 91 Конституции, КС прежде всего подчеркнул, что латвийское гражданство — это прочная правовая связь лица с Латвийским государством.
Оно характеризуется, в частности, лояльностью и взаимными правами и обязанностями между человеком и государством. Это означает, что перед приобретением латвийского гражданства человек должен предоставить компетентному органу всю информацию, необходимую для принятия законного решения. Лицо не может не знать о том, что оно поступило незаконно, если, например, не сообщило органу власти об обстоятельствах, которые, согласно закону, не позволяют ему быть гражданином, даже если орган власти напрямую не запрашивал соответствующую информацию.
КС пришел к выводу, что обращение с лицами в оспариваемой норме направлено на защиту существенного государственного интереса. Именно граждане своим активным участием формируют и определяют жизнь государства.
Поэтому важно, чтобы эти важные функции выполняли только те лица, которые стали гражданами добросовестно и в соответствии с принципами правового государства, поскольку это влияет на государственное сознание каждого гражданина Латвии и доверие общества как к государственной системе в целом, так и к отдельным государственным учреждениям, подчеркивает КС.
КС также принял во внимание, что факты, о которых лицо может сделать ложное заявление, могут быть самыми разными. Кроме того, установление такой информации может быть объективно затруднено, особенно если она связана с потенциальной угрозой внутренней или внешней безопасности и хотя бы частично получена с помощью разведки. Поэтому для выполнения этих функций может потребоваться дополнительное время.
В свете вышеизложенного Суд считает, что положение, предусматривающее исчисление срока лишения латвийского гражданства в случаях, когда лицо недобросовестно действовало в процессе восстановления или натурализации гражданства, совместимо с принципом юридического равенства, закрепленным в статье 91 Конституции.