"Конвенцию приняли еще в 2016 году. И все время мы без нее жили. Какой же смысл теперь спешить и принимать соответствующий законопроект в срочном чтении? Куда мы торопимся?" — спросил один из оппозиционных парламентариев.
Да, вчера депутаты, собравшиеся в 9 утра на пленарное заседание, к 15.30 (с учетом перерывов) успели обсудить только один пункт повестки дня. Длительные дебаты вызвал законопроект о ратификации Стамбульской конвенции. Категорически против ратификации выступила вся оппозиция — и правая, и левая. Вот только самые основные аргументы противников ратификации в парламенте.
Первый аргумент — конвенция никак не поможет уменьшить насилие в семье и насилие в отношении женщин. Для этого нужно принимать совершенно другие меры: ужесточать наказание за насилие, усилить работу правоохранительных органов, улучшить работу судебной системы — на примере трагедии в Екабпилсе мы видим, что службы правопорядка не сделали ничего, чтобы это страшное убийство предотвратить.
Второй аргумент — отсутствие ратифицированной конвенции против насилия отнюдь не мешает нам вносить все необходимые изменения в те или иные законы с тем, чтобы уменьшить насилие и ужесточить наказание за него.
Третий аргумент — конвенция противоречит традиционным ценностям Латвии. Особенно депутатов задела статья конвенции, в которой говорится о "социальном поле", то есть когда мужчина может чувствовать себя женщиной, и наоборот.
"Карлис станет Карлиной, а Александр Александрой?!" — сокрушался депутат-националист, подчеркивая, что принятие конвенции никак не поможет бороться с насилием в семье.
И вообще насилие в семье — это скорее исключение, крайняя редкость. "Среди 20 знакомых мне семей такого явления нет", — отметил этот парламентарий.
Вообще вчерашнее заседание парламента можно было бы разобрать на цитаты: депутаты просто соревновались в остроумии. Забавно было слушать и перечисление различных вариантов насилия в семье по отношению к женщинам.
"Если муж побил жену за то, что она не моет посуду, то это тоже совершенно неприемлемо", — сделал гениальный вывод один из депутатов. Неясно только, почему для понимания этого нужна конвенция.
Впрочем, всем было понятно, что ратификация Стамбульской конвенции входит в пакет договоренностей нового правительства Силини. Точнее — при создании коалиции в составе "Нового Единства", Союза зеленых и крестьян и "Прогрессивных" были согласованы те решения, которые коалиция обязана принять, причем как можно быстрее. Стамбульская конвенция была включена в этот список наряду с введением института партнерства, отправкой части акций госпредприятий на биржу и другими важными вопросами.
Как известно, поправки в законы, позволяющие регистрировать партнерские отношения, в том числе и однополых пар, коалиция через Сейм уже провела. И хотя оппозиция заблокировала вступление в силу главных поправок на два месяца, очевидно, что необходимое количество подписей за референдум по этому вопросу собрано не будет — и во второй половине января пакет поправок вступит в силу.
И вот теперь коалиция пытается до рождественско–новогодних каникул успеть ратифицировать и Стамбульскую конвенцию. Если все пойдет по плану, то соответствующий законопроект будет принят в окончательном варианте уже через неделю.