Могут ли работодатели в определенных сферах искать работников со знанием русского в стране, где этот язык в качестве родного назвали 37 процентов населения этой страны? Ответ для любого здравомыслящего человека будет очевиден. Это же относится к любой стране, в которой проживает значительное лингвистическое меньшинство.
Да, государственные и муниципальные организации теоретически могут игнорировать язык крупного лингвистического меньшинства, если в этой стране есть только один государственный язык. Но законодательно запрещать частным работодателям выдвигать те или иные языковые требования — это какой–то нонсенс.
Но только не в Латвии. Здесь борьба с родным языком трети населения давно превратилась в национальную идею. Вчерашнее заседание Сейма — тому подтверждение.
Защитить молодых работников
Депутаты концептуально, то есть в первом чтении, одобрили очередные языковые поправки в Закон о труде, предложенные представителями фракции TB–Visu Latvijai. Поправки фактически запрещают работодателям включать в трудовой договор, уже не говоря об объявлениях о поиске работников, требование знать и использовать в работе русский язык.
"Тевземцы" не скрывают главную цель — защитить от дискриминации на рынке труда латышскую молодежь, которая или вовсе не владеет русским, или владеет им очень плохо.
Также они считают, что запрет на требование русского языка будет способствовать возвращению в Латвию наших соотечественников за рубежом, которые сейчас боятся возвращаться, думая, что без знания русского они не смогут получить хорошую работу.
Сырые поправки
Сказать, что подготовленные поправки сырые, значит ничего не сказать. Юристы сеймовского бюро справедливо заметили, что нельзя в законопроекте называть какой–то конкретный язык. Если уже вводить какие–то ограничения, то на все языки третьих стран.
В свою очередь, депутаты от фракции "Прогрессивные" выразили тревогу по поводу представленного "тевземцами" списка профессий, где еще можно предъявлять требования о владении русским языком. Это академический персонал, архивариусы, библиотекари, переводчики, журналисты и лингвисты. В список Райвиса Дзинтарса и Ко не попали актеры и режиссеры русского театра, медики, социальные работники…
Хочешь лечиться? Изъясняйся правильно!
Получается, что любое медицинское учреждение при приеме на работу или при заключении временного договора не сможет ни одному из медиков предъявить требование о владении русским даже на разговорном уровне.
Может возникнуть абсурдная ситуация, когда в том же рижском микрорайоне в медицинском центре не окажется в перспективе ни одного медработника, который владеет русским. Как он будет оказывать помощь пациенту и насколько квалифицированной будет эта помощь?
Особенно если мы говорим о пожилых пациентах, которые и на своем родном языке уже с трудом говорят… Так это врач для пациента или пациент для врача? Если пациент не может подробно и качественно изъясняться на латышском, то это его проблемы, и главное здесь — душевный комфорт врача.
Так или иначе, но подавляющим большинством Сейм в четверг одобрил дальнейшее рассмотрение законопроекта. "За" проголосовали и те же "прогрессивные". Против были только депутаты фракции "Стабильности!", а депутаты от "Латвия на первом месте" и несколько депутатов от Союза зеленых и крестьян решили не голосовать.
Впрочем, и парламентарии, поддержавшие законопроект, понимают, что он очень сырой и даже абсурдный. Поэтому будет дано довольно много времени — почти до конца марта следующего года — на подачу поправок ко второму чтению. Но понятно, что во второй половине апреля эти поправки, пусть и в несколько измененном виде, будут приняты.
Кто тут еще шепчет на русском?
Между тем, видимо, в январе комиссия Сейма по образованию, науке и культуре продолжит работу над внесенным инициативной группой законопроектом, собравшем 10 тысяч подписей, призванном запретить использование русского языка и частным бизнесом, который оказывает услуги населению в целом ряде областей.
Смысл такой — даже если в фирме есть люди, владеющие русским, и есть клиенты с родным русским языком, письменную информацию для них на русском языке публично предоставлять будет нельзя. По крайней мере законопроект предлагает запретить использование русского языка в информации в нескольких сферах — в банковском бизнесе, телекоммуникационном, в сфере транспортного сообщения…
Недалек тот день и час, когда законодатели попытаются от запретов перейти к наказаниям за любое использование русского языка в общественном пространстве. Ну, за сплочение!