Как известно, языковой референдум 2012 года стал последним плебисцитом в новейшей истории Латвии. И хотя референдум закончился заранее известным результатом — идея второго государственного языка была отклонена, правящие в ту пору политики очень испугались разгула демократии и ужесточили порядок запуска процедуры референдума. А именно: уже на начальном этапе необходимо собрать подписи одной десятой части от количества избирателей — на данный момент это около 155 тысяч подписей. После вступления в силу этих поправок в закон в 2014 году никому не удалось даже приблизиться к этой планке. То есть с референдумами в Латвии было покончено.
Уже в этом Сейме оппозиция несколько раз пыталась при помощи поправок в конституцию и в соответствующий закон о всенародных голосованиях смягчить требования для запуска референдумов. Так, предлагалось уменьшить минимально необходимое количество подписей и разрешить очные подписи дополнить электронными в случае, если сбор подписей происходит по инициативе депутатов Сейма, заблокировавших вступление в силу того или иного закона. Но правящее большинство всякий раз эти попытки отбивало.
И вот в среду в Сейм поступила очередная инициатива — депутаты предлагают изменить статью Сатверсме, регулирующую проведение референдумов. Поводом для подачи поправок послужил, разумеется, последний провал при сборе подписей за референдум о партнерских отношениях. Как известно, за референдум по данному вопросу не удалось собрать даже четвертой части от необходимого количества подписей.
Парламентарии от оппозиции хотят, чтобы законопроект, против вступления в силу которого подано 34 депутатских подписи, был заблокирован не на два месяца, как сейчас, а на четыре. Это позволит увеличить время для сбора подписей с одного месяца до трех.
Также предлагается снизить планку необходимого числа подписей для запуска референдума: вместо одной десятой от количества избирателей предлагается установить требование собрать подписи хотя бы одной двадцатой части избирателей. То есть вместо почти 155 тысяч подписей достаточно будет собрать порядка 78 тысяч. К слову сказать, это тоже будет не так легко сделать, но все–таки шансов вернуть в страну референдумы станет больше.
Примечательно, что в аннотации к законопроекту депутаты приводят такую интересную историческую справку: отцы–основатели латвийской конституции позаимствовали этот порядок запуска референдума в конституции Веймарской республики образца 1919 года. В нынешней конституции Германии такого архаичного и не слишком способствующего народовластию порядка нет. В Германии нет, а у нас есть!
Стоит напомнить, что предшественник Ринкевичса на президентском посту Эгилс Левитс признавал, что порядок запуска референдума далек от принципов реальной демократии, и даже грозился выйти с конкретными предложениями на сей счет. Однако все его силы и энергия в законотворчестве и риторике были направлены на борьбу с русским языком и памятниками.
Что же касается нынешней инициативы оппозиции, то она наверняка будет отклонена.