Единение политических элит
Директор института Карлис Буковскис рассказал, что МИД ЛР поддерживает проект уже 11 лет — собственно, никто не скрывает, что ЛИВП является своеобразным инструментом "мягкой силы". Представляет, так сказать, "как мир выглядит с латвийской точки зрения".
Кариньш начал с недавних политических дебатов — несмотря на то, что они были длительными, но принципиального различия у правящих и оппозиционных политиков не было. Все исходят из главного — соседства с агрессивной страной, ведущей захватническую войну.
Между тем расширяется не только война в Украине, которой министр не видит конца — но и конфликт на Ближнем Востоке. В этом плане Кариньш упомянул хуситов, Иран, ХАМАС — и только что состоявшийся налет на базу США в Иордании. Иронично, Европу может ждать падение цен на продукты питания, которые останутся в Старом Свете из–за блокады Красного моря. Но всему остальному миру придется туго…
"Затем мы имеем Северную Корею", — обратился министр к возможным планам Кима–внука объединить полуостров силой. Наконец, Тайвань, на который готов покуситься Китай.
"Мир, основанный на правилах", по Кариньшу, тем самым переходит в стадию решения вопросов силой. Впрочем, есть и позитивные сигналы — "внутренним озером НАТО", по выражению министра, станет Балтийское море после присоединения Швеции к Североатлантическому альянсу.
Точно так же положительно следует воспринимать европерспективу Украины и Молдовы. В этом отношении, подчеркнул Кариньш, необходимо отойти от практики единогласного решения в ЕС — а принимать их большинством, чтобы отдельные страны не злоупотребляли правом вето.
Европа отнюдь не движется к федерализму, констатирует глава МИД ЛР. И поэтому, в отсутствие единой евроармии, главной силой в Старом Свете остаются американские войска. Хотя, возможно, США придется перебросить свои силы в Тихоокеанский регион — в связи с этим Европе, по Кариньшу, надо создать "военный Шенген". К примеру, наладить совместное производство 155–мм артиллерийских снарядов.
— Каждый, кто говорит о европейской армии, должен понимать, что это возможно только с позиции федерализма, — подчеркнул А. К. Кариньш.
Израиль прав, но нужна и Палестина
Посол Израиля в Латвии Шарон Раппапорт–Палги обратилась к министру — каково его мнение о ситуации в регионе Ближнего Востока?
— Позиция моего правительства — право Израиля на самооборону, — ответил министр. Однако, по его мнению, необходимо создать "независимое Палестинское государство".
"Глубоко травматизированная" Газа, по выражению министра, будет представлять ресурс для терроризма, усилит позиции Ирана и России. "Хулиганы всегда нападают на слабых", — сравнил нынешних мировых изгоев министр.
Тем временем в мире существует диспаритет доходов и образования — с чем сталкивается большое число стран–членов ООН. В этом отношении Кариньш поблагодарил своего папу, который направил его в престижный университет Лиги Плюща…
Теперь он руководит МИД Латвии, которая борется за вступление в Совет Безопасности ООН. Но важно не только занимать это место в течение двух лет, но и активно использовать его — что, по мнению министра, может реализовать присутствовавший постпред ЛР Андрейс Пилдеговичс.
Союзники также высоко оценили роль ЛР: Моника Микешина, посол Польши в Латвии, отметила, что наша республика находится "в безопасном положении", благодаря 20 годам в НАТО, которое отметят в этом году.
"Россия распрощалась с Западом"
Рейнхард Крумм, эксперт германского Фонда Фридриха Эберта, рассказал, что приехал в Латвию 30 назад — когда еще продолжался вывод войск России. Сейчас он обратил внимание на ярко–красную обложку ежегодника ЛИВП: "Цвет ясен — опасность".
По мнению герра Крумма, в наши дни происходит исторический отказ Москвы от сотрудничества с европейской цивилизацией, которое шло со времен Петра I.
— Россия распрощалась с Западом, — резюмировал немецкий аналитик.
Однако в Гермнии, сказал Р. Крумм, не готовы действовать по принципу "пушки вместо масла". Расходы ФРГ на оборону составляют 1,4% ВВП (вдвое меньше соответственной доли Латвии).
"Латвия — законопослушная страна"
Байба Браже, бывший заместитель генерального секретаря НАТО, ныне посол по особым поручениям МИД ЛР, вспомнила, что первым местом ее работы была ООН, где она "интернационализировала вопрос вывода русских войск". Устав ООН, по ее словам, определяет мир, основанный на правилах — уважение границ, запрет агрессии.
— Мы очень законопослушная страна, иногда слишком вдаемся в детали, что касается исполнения директив ЕС, — охарактеризовала позицию Латвии карьерный дипломат.
Здесь госпожа Браже явно польстила нашему государству. В недавнем прошлом на законодательном и политическом уровне были приняты решения, обозначившие существенный отход официальной Риги от принятой в Евросоюзе практики принятия беженцев. В результате имело место немало инцидентов на восточной границе, за что Латвия подвергалась критике международных правозащитных организаций. Другое дело, что жесткость силовиков ЛР в отношении нелегальных иммигрантов не вызывает сколь–либо заметного неприятия в обществе.
Также Б. Браже упомянула недавно прошедшую в Риге конференцию послов Латвии за границей. На ней, кроме прочего, обсуждался рост оборонных расходов в НАТО, причем деньги должны идти на специфические нужды, как то: расширение производства вооружения.
— Мы не можем никому делегировать нашу безопасность, — подчеркнула г–жа Браже.
А политолог Паулс Раудсепс, сославшись на недавние высказывания военного руководства таких вроде бы неблизких к российско–украинскому фронту стран, как Бельгия и Нидерланды, признал необходимость не только разработки оборонных планов для Европы, но и пересмотра ядерной политики НАТО. На фоне российской войны в Украине, считает эксперт, Евросоюз также "мобилизовался". Но Латвии не привыкать — в начале 1990–х у нас тоже было "небезопасное" время…