Понятно, что введение вышеуказанного запрета приурочено к двухлетию полномасштабной войны на Украине. Печальный юбилей будет отмечаться уже на следующей неделе, и за эти два года латвийское законодательство изменилось до неузнаваемости — в нем превалировали репрессивно–запретительные мотивы. Фактически за эти два года не было месяца, когда бы Сейм и/или правительство не обсуждали бы какие–то "военные" инициативы. Обозначим только самые ключевые из них — те, что вызвали самый большой резонанс и имели отдаленные последствия.
Запреты и наказания
Начало полномасштабной войны пришлось еще на последний год работы Сейма прошлого созыва. И, стало быть, совпало с активной фазой предвыборной кампании, поэтому депутаты буквально забросали парламент законами военного времени.
Это и принятие закона о сносе советских памятников, и поправки в Уголовный закон, позволяющие наказывать за пропаганду страны–агрессора и его вооруженных сил, это и поправки в Закон о гражданстве, которые позволяют отнимать паспорт гражданина ЛР у тех, кто оказывал поддержку лицам, странам и другим субъектам, которые совершали военные преступления, а также геноцид, преступления против мира и человечества, или сами принимали участие в совершении этих действий. Речь идет об отъеме гражданства Латвии у тех, кто имеет второе гражданство, то есть он в любом случае не останется лицом без гражданства.
Это и принятие закона о запрете закупок российского природного и сжиженного газа.
Сейм также расширил полномочия Национального совета по электронным СМИ, предоставив ему право наряду с телеканалами блокировать и интернет–порталы, которые занимаются пропагандой войны, оправданием и/или прославлением агрессии и войны, а также занимаются дезинформацией. Кроме того, приняты поправки, позволяющие наказывать штрафом аж до 700 евро не только поставщиков нелегального информационного контента, но и потребителей этой запретной телепродукции.
Призыв возвращается
Также под влиянием начала войны в Украине Латвия решила спустя 16 лет вернуть в страну обязательный воинских призыв. В стране, напомним, была введена служба обороны государства и за последний год уже прошло три призыва — пока главным образом на добровольной основе.
Большинство прошлого Сейма решило заодно повоевать и с русским языком или точнее — с его носителями. Были принятые очередные изменения в Закон об образовании, которые должны к 2026 году полностью покончить с образованием на языках нацменьшинств. На латышский язык обучения будут обязаны перейти и частные школы и детские сады. Языки нацменьшинств по существу переводятся в разряд факультативов — то есть по желанию.
Русский нон–грата
Новый Сейм принял эстафетную палочку у прошлого парламента и вскоре утвердил поправки, которые запрещают во время предвыборных кампаний использовать в агитационных предвыборных материалах иной язык, кроме латышского. Исключение сделано для выборов в Европарламент и в самоуправления, где можно использовать официальные языки ЕС, но рядом должен быть перевод на госязык.
Этот Сейм продолжит работать и над народной инициативой о запрете использования русского языка и в целом ряде сфер частного бизнеса.
Одобрены и изменения в закон, позволяющие увольнять из государственных и муниципальных структур нелояльных к стране работников.
Ни дня без инициативы
Только сейчас в комиссиях парламента обсуждаются аж три очередные "военные" инициативы. Это законопроект о запрете участия в государственных и муниципальных закупках латвийских компаний, которые торгуют с Россией, это законопроект о том, чтобы обложить аж 90–процентным налогом денежные переводы в Россию, осуществляемые латвийскими компаниями. Скоро парламент примет и поправки о том, чтобы с мая все товары на полках магазинов обозначались флажками страны–производителя. Таким образом политики хотят предупредить покупателей и предостеречь их от покупки российских и белорусских продуктов.
Ну а готовящийся законопроект о запрете импорта российского зерна станет своего рода национальной санкцией, поскольку на уровне Евросоюза решено (по крайней мере пока) продовольствие из России в санкционный список не включать.
Также самостийно, не дожидаясь решения ЕС по судьбе санкционного имущества, Латвия решила поступить и в отношении Дома Москвы в Риге — этот объект был отобран у правительства российской столицы на основании специального закона. Вскоре предполагается это здание продать с аукциона и вырученные деньги отправить на Украину.
Выходим из соглашений
Уже новый Сейм продолжил работу по одностороннему выходу Латвии из договоров с Россией — так пару недель назад парламент принял закон о денонсации договора о правовой помощи в гражданских, семейных и уголовных делах. К настоящему моменту мы вошли почти из всех ключевых соглашений с РФ.
По существу сами межгосударственные отношения с восточным соседом урезаны до минимума. Даже понижен уровень дипломатических отношений: теперь посольствами в Риге и Москве соответственно руководят не послы, а временные поверенные.
Стоит отметить, что в последние месяцы с подачи президента ужесточено наказание для тех, кто сотрудничает с иностранными государствами–агрессорами, передает им даже несекретную информацию.
Нет сомнений, что в ближайшие месяцы в парламенте и правительстве будут появляться все новые и новые инициативы в рамках "военного законодательства". То ли еще будет!