Опасная должность
Всего начиная с 1990 года было 23 министра здоровья — и еще 8 политиков (премьеры и другие министры) исполняли обязанности министра здоровья по совместительству после ухода очередного министра в отставку.
В среднем министры здоровья успевают поработать на своем посту от силы полтора года. Или уходят сами, разругавших при этом со всей отраслью, или их снимает премьер. В первом правительстве Кариньша именно так и случилось — премьер просто выразил недоверие тогдашнему главе Минздрава Илзе Винькеле. Возглавить данное ведомство — это просто лучший способ загубить свою политическую карьеру. Опять–таки в подавляющем большинстве случаев тех, кто рулил Минздравом, в следующий Сейм уже не избирают.
Пока еще трудно сказать, ждет ли такая же счастливая участь нынешнего шефа Минздрава Хосама Абу Мери ("Новое Единство"), но уже сейчас ясно, что он решил повторить ошибки многих своих предшественников. Единственное преимущество нынешнего министра — он состоит с премьером в одной партии, и, стало быть, увольнение ему не грозит.
Желание есть, а опыта нет
Заметим, что доктор Абу Мери до того, как возглавить Минздрав, не руководил никогда никаким государственным или муниципальным медицинским учреждением, он даже не был заведующим отделением или старшим врачом.
Он просто работал гастроэнтерологом–диагностом в разных медицинских центрах — объезжал одну поликлинику и больницу за другой, то есть был свободным консультантом. Это значит, что организаторского опыта у него нет. Но зато есть ощущение, что он может сделать все и совершить чудо — понравиться на этом посту избирателям.
Сперва глава Минздрава принялся испытывать терпение фармацевтической и аптечных отраслей, пообещав любыми путями (главным образом за счет отрасли) снизить цены на лекарства. Предупреждениям о том, что в результате предложенной реформы могут закрыться аптеки в провинции и исчезнуть отдельные лекарства (рецептурные), министр не внял и продавил через правительство свою концепцию.
Соответствующие поправки в правила кабмина и в профильный закон должны быть представлены до 1 июля. Тогда–то и увидим, к чему приведут амбициозные планы Абу Мери. При этом пока неясно, сможет ли министр добиться от другого своего однопартийца — министра финансов Ашераденса — согласия снизить НДС на медикаменты.
"Плохие" больницы
А пока министр решил повоевать на два фронта. Как уже сообщал портал bb.lv, на днях Минздрав публично сообщил о письме, которое Абу Мери направил опять–таки своему однопартийцу Вилнису Кирсису. В своем письме мэру Риги Вилнису Кирсису министр дает понять, что травматологические услуги за госсчет планируется концентрировать в Восточной больнице и больнице травматологии и ортопедии.
Рижскую же 2–ю больницу, которая до сего дня оказывает в рамках госфинансирования услуги в области травматологии, предлагается превратить в стационар по оказанию помощи хроническим больным — то есть по существу в социальное учреждение. И это при том, что нынче даже три больницы с травматологическими отделениями в Риге не справляются с потоком больных.
Впрочем, реформатора от медицины это обстоятельство не смущает.
Но и это еще не все — министр заявляет, что услуги роженицам и по дородовому уходу, оказываемые Рижским роддомом, не соответствуют современным требованиям. Что это означает? Видимо, вскоре Минздрав решит, что оплачивать услуги роддома из бюджета нецелесообразно.
Обвинения без фактов
Вчера Общество больниц Латвии вышло с заявлением, в котором резонно отметило, что Минздрав, бросая обвинения в адрес двух медучреждений, не представил никаких фактов, подтверждающих эти обвинения.
В действительности же уровень услуг, к примеру, в Рижской 2–й больнице, полностью соответствует европейским стандартам, что и было констатировано в минувшем году Европейским обществом больниц. До сих пор не было никаких нареканий и по поводу качестве работы Рижского роддома.
Чего ждут пациенты?
Это все, конечно, очень интересно, но пациенты ждут от главы Минздрава другого — снижения очередей на медицинские услуги, увеличения квот на медпомощь за счет государственного финансирования, улучшения доступности медпомощи в целом.
Пока ничто не свидетельствует о том, что Абу Мери сможет решить данные проблемы. Кто же победит в противостоянии отрасли и министра — понятно. И это не будет глава Минздрава.