На вопрос, является ли присутствие сил НАТО на Украине все еще предметом обсуждения, принимая во внимание недавние заявления президента Франции Эммануэля Макрона, Браже подчеркнула: «Не напрямую, нет. Сценарии, когда сапоги НАТО ступают на украинскую землю, напрямую не обсуждаются.»
Она отметила, что это будет означать новую военную операцию, на которую должны будут согласиться все союзники по НАТО. «Это уже не планы НАТО по обороне территории, которые были утверждены ранее», — пояснила Браже.
При этом она признала, что и НАТО, и отдельные союзники делают все возможное, чтобы Украина победила в войне против России. «Есть вещи, которые можно сделать больше, и мы все хотим, чтобы было сделано больше, потому что война на Украине - это экзистенциальная война не только для Украины, но и для других стран», - подчеркнула дипломат.
В свою очередь, комментируя заявления генерал-лейтенанта армии США в отставке Бена Ходжеса о том, что Литва должна быть готова обороняться в течение, как минимум, двух недель, Браже подчеркнула, что статья 5 соглашения НАТО не означает начало обороны.
Другими словами, когда угрозы возрастают и ситуация меняется, меняются и возможности реагирования союзников по НАТО и нас самих – Латвии. Например, в феврале 2022 года, когда Россия вторглась на Украину, верховному главнокомандующему НАТО сразу же были предоставлены расширенные полномочия – страны передали право командовать своими войсками, а также дополнительные возможности быстрого реагирования.
«Если ситуация с безопасностью на наших границах изменится, то, несомненно, последует следующая реакция. В настоящее время в Латвии находятся 3000 союзных войск. США прибыли сюда в ночь на 24 февраля через пару часов. Через пару часов», - подчеркнула она.
«Сейчас на территории [в Латвии] находится ровно столько [войск], сколько нам нужно, потому что у нас на данный момент нет военных угроз», - указала Браже.