Мастера апокалипсиса
Кто–то даже осмеливался называть сроки начала агрессии, а кто–то и "подсчитывал" сколько наша страна может продержаться до подхода основных сил НАТО — 48 часов, 72 часа, две недели…
Экс–премьер Эйнарс Репше вообще в прямом телеэфире заявил, что Латвию от войны может спасти разве только чудо, которое будет проявляться "в полном разгроме Путина на поле боя".
Отметим: президент неделю назад уже давал развернутый комментарий в социальных сетях, заверив, что 5–й параграф НАТО о защите всех стран альянса по–прежнему в силе и нет ни малейших оснований сомневаться в том, что этот принцип коллективной безопасности действует. Однако "психотерапия" не помогла, и политики с экспертами продолжили сеять пессимизм и панику.
Нужно заметить, что военная паника уже стала общеевропейской тенденцией — похожие "прогнозы" звучат в Эстонии, Германии, Швеции…
Занялись психотерапией
И вот вчера уже Национальные вооруженные силы были вынуждены выйти с крайне необычным заявлением о том, что российских вооруженных сил даже близко нет у наших границ и нападение нам точно пока не грозит.
Очевидно, что такое заявление латвийские военные не могли сделать по собственной инициативе — наверняка это было согласовано на Совете по нацбезопасности, которым руководит президент.
Это косвенно подтверждают и вчерашние высказывания самого Эдгара Ринкевича. Он после встречи с премьером призвал общество настроиться на то, что на данный момент угрозы войны нет. "Но это не означает, что ситуация когда–то в будущем не может поменяться, поэтому нужно укреплять оборону государства и внутреннюю безопасность", — на всякий случай добавил Ринкевичс. По его словам, он понимает тревогу и озабоченность жителей, но нужно продолжать работать, без паники и обреченности.
Также народ попыталась успокоить и премьер Эвика Силиня, подчеркнув, что военные вышли с очень четким сигналом: нет оснований для слухов о начале войны. Это значит, что Национальные вооруженные силы сейчас не видят рисков для нападения на страну.
"Слухи, которые время от времени мы слышим, распространяют различные бывшие политики, что вызывает тревогу в обществе", — заключила глава правительства.
Лучше поздно, чем никогда
Реакция высших должностных лиц понятна и логична: "предчувствие войны" не только создает в обществе панику и дезориентирует население, но и явно наносит серьезный урон экономике государства — едва ли инвесторы кинутся вкладывать деньги в страну, которая находится "в ожидании войны" и даже открыто об этом говорит.
Примечательно, что об отсутствии всяких планов нападения на страны НАТО в последние недели неоднократно говорили и руководители России. Однако латвийские политики, в том числе и правящие, сами призывают не верить этим высказываниям, поскольку это все часть кремлевской пропаганды.
Так или иначе, но президент, премьер и военные собрались–таки с силами и вышли с "успокаивающими" заявлениями, понимая, что население Латвии уже приближается к военной истерии.
Особой политической необходимости в распространении "страшилок" нет — опросы показывают, что большинство латвийцев поддерживают меры по укреплению обороноспособности страны. Все инициативы на сей счет в Сейме тоже принимаются практически единогласно.