Очередной запрос с пометкой "срочно" министру сообщения Каспару Бришкенсу ("Прогрессивные") ушел на днях за подписями депутатов, не попавших во властную коалицию. Оппозиционные депутаты отчаянно пытаются узнать:
- каким будет охват основной железнодорожной трассы (по длине и ширине),
- какие планируются подъездные пути,
- сколько остановок (с указанием конкретных станций) будет при начале работы основной трассы.
Также депутаты просят сообщить министра, сколько поездов будет обслуживать основную трассу Rail Baltica. Подчеркнем: речь идет именно об основной (начальной) трассе, которую планируется запустить в 2030–м году. До сих пор действительно непонятно, в каких населенных пунктах будут останавливаться "поезда на Европу".
Депутаты также в своем запросе зацепились за ответы министра Бришкенса на предыдущий запрос. В частности, глава Минсообщения сетовал на "возрастающие проблемы охвата" , на "отсутствие модели предварительного финансирования", на "отсутствие стратегического управления"…
Из этих откровений министра можно сделать вывод, что ему самому до сих пор многое с реализацией проекта века неясно.
При этом программа LTV1 De facto в воскресенье вечером сообщила, что пока неизвестно, где взять недостающие порядка 3 миллиардов евро для софинансирования в разы подорожавшего проекта века. Очевидно, что в бюджете таких "лишних" денег нет. По существу есть только один выход — внешние заимствования, то есть рост госдолга.
Что же касается охвата, то пока вроде бы все–таки удалось добиться, чтобы основная трасса в 2030 году проходила через Ригу — то есть чтобы поезда делали остановку сперва в аэропорту Рига, а потом на Центральной станции. Но и это еще не точно…
Зато все–таки правительство начало активно скупать земельные участки, по которым пройдет железнодорожная колея. Уже удалось откупить примерно половину от необходимых участков. И это означает, что Rail Baltica будет построена. Вопрос лишь — когда, за какие деньги и с какими остановками именно на территории Латвии.
Возможно, большая ясность появится из ответа на очередной депутатский запрос.
В любом случае, мало кто верит в прибыльность этого проекта. Он скорее носит военный, а не коммерческий характер.