"Мы практически ничего не можем?!" - сокрушались депутаты от оппозиционного Объединенного списка, реагируя на слова депутатов как от правящей коалиции, так и от левой оппозиции. Напомним, что "объединенные" в своем проекте постановления пытались "заставить" латвийское правительство и коммерсантов в одностороннем порядке прекратить транзит марганцевой руды и других материалов, которые Россия может использовать в военной промышленности.
Правящие депутаты подготовили свои поправки в этот проект, сделав его более общим и декларативным, что вполне логично, поскольку постановление Сейма не может заменить закон или другой нормативный акт. Так или иначе, но споры о том, как прекратить транзит марганцевой руды вылились в итоге перебранку со взаимными обвинениями между правящими депутатами и правой оппозицией. В какой-то момент лидер фракции "Латвия на первом месте" Айнарс Шлесерс с трибуны Сейма предупредил, что если власти попытаются фактически уничтожить порт, лишив его транзитных грузов, то он лично призовет работников портов выйти на улицу с протестами.
Депутат Сейма от "Нового Единства" Гиртс-Валдис Кристовскис пытался убедить коллег из правого оппозиционного лагеря, что односторонние демарши ничего не изменят и Россия прекрасно будет и дальше получать марганцевую руду и другие несанкционные товары через другие приграничные страны. Кроме того, отметил депутат, работают и сами российские порты - так порт под Санкт-Петербургом забит грузами.
Парламентарий заявил, что нужно вопрос решать на региональном и евросоюзовском уровне. С этим не согласился депутат Янис Домбрава ("ТБ-Visu Latvijai"), заявив, что Латвия могла своими национальными санкциями показать пример другим странам. "Как мы это уже сделали, конфисковав Дом Москвы. Потом по нашему примеру стали действовать и другие страны", - утверждал Домбрава, не уточнив, впрочем, какая еще из стран ЕС конфисковала российскую недвижимость.
В итоге, поняв, что переубедить коллег не удастся, лидер фракции Объединенного списка Эдгарс Таварс заявил, что он и остальные авторы проекта отзывают свои подписи под ним, то есть отзывают сам проект. Таким образом, депутатом уже не стало, за что собственно голосовать, поскольку документ отозван его авторами! Но дебаты по документу... все равно могут продолжаться!
Что же дальше? Видимо, теперь сами правящие депутаты могут попытаться внести свой проект - на основе подготовленных ими альтернативных поправок. Впрочем, особого смысла в этом нет, поскольку все равно вопросы о санкционных товарах и транзите решаются в Брюсселе.