Политруки зарабатывают и делятся
Немного предыстории. Советы госпредприятий появились еще в середине 90-ых. Тогда эти должны занимали исключительно «политруки» - приближенные к партиям деятели, которых назначали в советы, чтобы те осуществляли политический или даже если хотите партийный контроль за предприятиями.
Уже и по тем временам члены таких советов получали очень хорошие зарплаты, которыми щедро делились с родной партией — в виде пожертвований. Понятно, что в советы назначались ставленники тех партий, которые входили в правящую коалицию. Советы ушли в небытие на волне тяжелейшего финансово-экономического кризиса 2008-2012-го годов. Тогда власти, от отчаяния, рискнули не только советы сократить, но и заморозить рост окладов в госуправлении, отменить премии и доплаты чиновникам…
Жизнь без советов — плохая жизнь?
Так или иначе, но до 2016-го года государственные и муниципальные предприятия как-то обходились без советов. Но затем Латвия вступила в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD), которая незамедлительно рекомендовала нашей стране, для улучшения управления госпредприятиями, создать или, если хотите, возродить советы — на крупных обществах госкапитала, а также на крупных обществах капитала муниципалитетов.
Было, правда, одно условие — членами совета не должны быть политруки, то есть ставленники партий. Советы надо выбирать на профессиональной основе.
Нужно сказать, что латвийские власти очень быстро ухватились за эту рекомендацию и начали плодить советы в крупных госпредприятиях, включая, к примеру, даже университетские госклиники.
Да, действительно по партийной протекции в советы более не назначали и формально члены советов не были связаны с какими-то партиями. Однако случилась другая, можно даже сказать, беда — зачастую, в советы попадали люди, далекие от сферы деятельности (специфики) госпредприятия.
Так и по сей день в советах больниц сидят люди, которые имеют такое же отношение к медицине или к системе управления здоровья, как я, например, к ракетной науке. Впрочем, это им не мешает получать солидные зарплаты, более того — еще и совмещать работу в нескольких советах или, видимо, по вечерам, в частном бизнесе!
Чем же они занимаются?
Чем же вообще должен заниматься совет? «На бумаге» советы должны разрабатывать стратегию развития предприятия, ставить финансовые и нефинансовые цели, надзирать за работой правления и, при необходимости, отзывать правление. В реальности же на многих предприятиях члены совета надзирают за правлением очень условно — или они не знают, как именно надо надзирать, или… у них на это просто нет времени, поскольку нужно еще успеть поработать в других местах.
Самый вопиющий случай произошел в минувшем году, когда выяснилось, что совет, вместе с правлением, «пропустил» провал со стройкой века — возведением второй очереди нового корпуса больницы им. Страдыня.
Зачастую, правда, совет служит такими стрелочниками — членов совета снимают министры тогда, когда… нужно кого-то снять. Напрямую министры теперь правления снять не могут, посему увольняют совет или просят членов совета уйти добровольно.
Так произошло и недавно во время скандала с регулярной поломкой новых электропоездов. Не дожидаясь неминуемого увольнения, члены совета подали в отставку сами. Хотя всем очевидно, что совет, надзирающий за правлением, не имел ни малейшего отношения к работе электропоездов. С таким же успехом можно было бы уволить охранника или уборщицу.
Деградация идеи
Недавно Госконтроль пришел к логичному выводу о том, что «деградирована идея, почему были созданы советы в государственных и муниципальных предприятиях». Идея, может быть, и деградирована (искажена), а вот сами члены совета живут припеваючи!
Опять-таки Nekā personīga привела примеры такой райской жизни совета по совместительству. Так членами совета находящегося в подчинении минсреды и регионального развития VAS Elektroniskie sakari является заместители госсекретарей этого министерства, таким образом они получают двойную зарплату — более 8 тысяч евро в месяц!
Членом правления VAS Valsts nekustamie īpašumi является замгоссекретаря минфина, получая в общей сложности более 10 тысяч евро в месяц.
Многие члены совета умудряются работать аж в трех местах — так Андрис Лиепиньш трудится в советах Air Baltic, Latvijas Dzelzceļš и еще в совете столичного муниципального предприятия Rīgas nami!
И это отнюдь не единственный случай такого ратного труда на трех предприятиях!
С учетом огромной армии членов совета и больших зарплат, эти кормушки ежегодно обходятся в десятки миллионов евро!
Пора начинать «зачистку»!
Можно ли обойтись без советов? Если без них спокойно обходились 8 лет — с 2008-го по 2016-ый, и никакой трагедии не случилось, то вполне можно обойтись и сейчас. В этом случае правления государственных и муниципальных предприятий будут контролироваться высшим чиновничьим аппаратом министерств или самоуправлений соответственно. Это никому не нужное лишнее звено можно убрать.
Вот только, похоже, у властей на сей счет другое мнение. Во всяком случае, правительство Силини пока к возможной реформе управления госпредприятиями даже не приступило. Справедливости ради заметим, что необходимость такой реформы зафиксирована в правительственной декларации. Но у нас многие реформы так и остаются на бумаге. Особенно, если реформа может создать угрозу для кормушки.