Узок круг этих производителей
В отличие от большинства секторов экономики, ВПК объективно ограничен целым рядом повышенных требований — в первую очередь по защите гостайны.
Поэтому в прошлом году была продолжена активная работа по расширению национальной военной базы с использованием потенциала латвийской экономики и науки, что способствует созданию новой оборонной продукции и военных технологий, укреплению безопасности цепочек поставок и развитию сотрудничества с местными производителями.
Одной из важных задач Минобороны в сфере промышленности является лицензирование торговцев для операций с товарами стратегического значения — ежегодно количество соответствующих субъектов хозяйственной деятельности увеличивается примерно на 9%, что свидетельствует о развитии отрасли и вовлеченности в оборонном секторе. В 2023 году 83 зарегистрированных в Латвийской Республике коммерсанта получили лицензию на коммерческую деятельность с товарами стратегического значения, а сертификат военного производителя выдан четырем военным производителям.
Продолжается и программа субсидирования перспективных разработок. К концу декабря 2023 года, с начала действия грантовой программы, было одобрено в общей сложности 32 проекта военного назначения или двойного назначения, на которые было инвестировано 1,9 миллиона евро из средств военного ведомства. Инвестированное софинансирование компаний — 1 миллион. По итогам года реализовано 19 проектов, или 59% от общего количества одобренных. В конце минувшего года был объявлен новый отбор грантового конкурса, в котором прием заявок завершился 29 февраля 2024 года. Общий же доступный объем финансирования ежегодного конкурса на получение гранта составляет 600 000 евро.
Военные продолжили сотрудничество с Латвийской федерацией индустрии безопасности и обороны (DAIF) — например, 22 июня 2023 года было заключено соглашение о выделении финансирования. DAIF представляла оборонную промышленность Латвии на международной военной выставке DSEI 2023 в Лондоне, был организован показ наших изделий в Финляндии и Канаде.
В мае ожидаются очередные Индустриальные дни Национальных вооруженных сил. По опыту прошлого года, когда было представлено 34 предприятия, можно выделить следующие прорывные секторы:
* кибербезопасность;
* специальный текстиль и военная экипировка;
* беспилотные воздушные системы;
* радиокоммуникации.
Колесная формула 6#6
Пока что вершиной конечного продукта ВПК Латвии является бронетранспортер Patria, собираемый в стране из финских машинокомплектов с изрядной долей локализации. Целую колонну новеньких шестиколесных тактических средств вашему автору довелось видеть на параде 18 ноября минувшего года.
Как отмечается в документе Минобороны, в рамках контракта с финнами планируется привлечение местных компаний в размере 30% от общей суммы контракта, что обеспечивает участие латвийских бизнесменов и постепенно увеличивает долю компаний, базирующихся в стране. Планируется, что обслуживание, ремонт и возможная в будущем модернизация бронетехники будут осуществляться в Латвии. По состоянию на конец 2023 года в проекте Patria уже были задействованы семь местных предприятий.
Казенный снарядный завод
Заявленные высокие задачи защиты Латвии вызвали определенный отход от догматов "невидимой руки рынка". Так, в целях содействия развитию отечественной оборонной промышленности 29 ноября 2023 года в соответствии с распоряжением Кабинета министров № 799 Министерство обороны учредило общество капитала SIA Valsts aizsardzības korporācija.
"Общей стратегической целью компании является управление инвестициями в национальную оборонную промышленность и координация процессов, связанных с развитием производства продукции военного назначения, содействие развитию национальной оборонной промышленности и непрерывности ее цепочек поставок", — отмечается в документе Минобороны.
Одной из первых задач латвийской госкорпорации стало согласование проектной заявки на создание завода по производству компонентов артиллерийских боеприпасов в Латвии — в связи с проектом международного консорциума в рамках регулы ЕС "Акт о поддержке производства боеприпасов" (ASAP), который был представлен в Европейскую комиссию в конце 2023 года. Здесь, как говорится, поперло политической силе, которая ныне руководит Министерством обороны — ведь "Прогрессивные" на местном политическом поле считаются чуть ли не марксистами, и уж по крайней мере приветствуют госрегулирование.
Непрерывность действия критических услуг
Под таким несколько кривоватым обозначением в документе фигурирует кибербезопасность — и то сказать, сегодня без защиты компьютерных программ невозможны ни банковское дело, ни транспортная инфраструктура, ни городское хозяйство. А теперь все нити управления "кибердрошибой" сосредоточатся в руках Минобороны.
В стране принята Стратегия кибербезопасности до 2026 года, девизом которой является "Оборона, сдерживание, развитие". Сдерживать, понятно, предусмотрено виртуального супостата. Создается Национальный центр кибербезопасности (NKC), готовится и новый Закон о национальной кибербезопасности, который призван заместить ныне действующий Закон о безопасности информационных технологий.
Под контролем военного ведомства окажутся уже годами работающие центры киберзащиты — в частности CERT.LV, созданный в свое время на базе Латвийского университета. Особое внимание будет уделено "единому государственному пункту обмена интернет–трафиком" GLV–IX. Латвия будет совершенствовать систему компьютерных файерволов (брандмауэров), препятствующим массированным DDoS–атакам на латвийские компьютерные сети.
Общество Латвии при деятельном участии военных будут образовывать на предмет "кибергигиены". Пока же, как наверняка заметили наши читатели, при обмене данными с предприятиями городского хозяйства мы все получили предуведомления о запрете использования российских и белорусских серверов электронной почты. Но здесь следует заметить: искать надо не под фонарем. Ибо атаки на киберпространство ЛР делаются не с сайта kremlin.org, а из вполне дружественных доменных зон.