Отметим, что МИД, в отличие от всех остальных министерств, был наименее подвержен, если можно так выразиться, текучке министров. За последние 33 года у МИД было всего 12 министров, если не считать нескольких премьеров и руководителей других министерств, которые временно исполняли обязанности главы МИД — после отставки того или иного правительства или конкретного министра.
Короткий период внешнеполитическим ведомством Латвии руководил беспартийный дипломат — правда, к моменту утверждения министром он уже был в ранге посла в отставке. Речь идет об Айвисе Ронисе — он возглавлял МИД менее 8 месяцев при правительстве Валдиса Домбровскиса образца 2010 года. Ронис проработал в МИД с 1991–го по ноябрь 2005 года, когда подал в отставку с поста посла Латвии при НАТО. До него и после него МИД возглавляли политики с партбилетом.
Исключением стала только Сандра Калниете, которая полтора года руководила МИД — в период с ноября 2002–го по начало марта 2004–го. Она, как беспартийный кадровый дипломат, была приглашена на должность министра иностранных дел с поста посла Латвии при ЮНЕСКО. Уже с 2006 года она занялась политикой — вступила в ряды партии "Новое время" и баллотировалась в Сейм.
В разные годы МИД руководили также Янис Юрканс, Георгс Андреевс, Валдис Биркавс, Индулис Берзиньш, Рихардс Пикс, Артис Пабрикс, Марис Риекстиньш, Гиртс–Валдис Кристовскис, Эдгарс Ринкевичс и недавно ушедший в отставку с этого поста Кришьянис Кариньш. Любопытно, что Индулис Берзиньш и Марис Риекстиньш после ухода с поста руководителя МИДа стали кадровыми дипломатами.
Большинство экс–глав МИД Латвии по прежнему в активной политике: С. Калниете — евродепутат, Гиртс–Валдис Кристовскис недавно стал депутатом Сейма по так называемому мягкому мандату, Артис Пабрикс возглавляет партию, а Эдгарс Ринкевичс, как известно, был избран президентом. Он, кстати, установил рекорд долголетия на посту министра, причем именно министра иностранных дел — почти 12 лет.
Так или иначе, но спустя почти 14 лет у руля МИД снова будет беспартийный профессионал дипломатической службы. Впрочем, беспартийной госпожа Браже будет недолго — планируется, что в самое ближайшее время ее примут в ряды "Нового Единства".
Если опять–таки обратиться к новейшей истории, то за три десятка лет у нас вообще в правительствах было крайне мало беспартийных министров — со стороны, то есть из тех, кто прежде политикой не занимался и в партиях не состоял. Впрочем, большинство из них потом все–таки уходили в политику.
Мало кто помнит, но в конце 1990–х Андрис Шкеле возглавил правительство как беспартийный управленец, бывший замминистра земледелия. И лишь затем создал собственную партию.
Причина малочисленности беспартийных министров весьма простая: в коалиционном правительстве без крепкого политического тыла работать крайне сложно.