Борьба с русским языком продолжается и, видимо, закончится только тогда, когда будут наказывать за любое произнесенное на русском языке в публичном пространстве слово. Напомним, какие же варианты борьбы с русским языком уже обсуждались в латвийском парламенте только за первые почти 4 месяца этого года.
В Сейм поступила народная инициатива о принятии специального закона, который бы запретил использование языков третьих стран (читай - прежде всего русского) в том числе и в частном бизнесе. Народную инициативу передали для анализа в правительство, но наверняка Сейм снова вернется к ее обсуждению после европарламентских выборов. Также на минувшей неделе Сейм долго обсуждал необходимость бороться с русским языком в контексте принятой осенью прошлого года концепции нацбезопасности, в котором есть пункт об отказе от русского языка в общественных СМИ с 2026-го года.
В свою очередь, во втором чтении были приняты поправки в Законе об образовании, которые должны облегчить и ускорить процесс отказа в латышских школах в изучении русского языка, как второго иностранного.
Скоро комиссия Сейма по социальным делам обсудит во втором чтении поправки в Закон о защите прав пациента. Поправки предусматривают запрет на использование врачом в общении с пациентами иного языка, кроме государственного. Если пациент плохо владеет латышским или вовсе не владеет, то он будет обязан сам позаботиться о переводчике.
А уже в этот четверг Сейм рассмотрит в нулевом чтении (передача в комиссию) поправок в Закон о налоге на добавленную стоимость, согласно которым существовавшие до сего дня льготы по НДС для всех печатных СМИ должны будут впредь распространяться только на печатную продукцию на латышском и иных официальных языках ЕС.
Добавим к этому и такую "демократическую" норму, которая была принята в прошлом году, но которая впервые начала действовать сейчас - на выборах в Европарламент, - запрещающую размещение любой предвыборной информации на ином языке, кроме латышского. Исключение на выборах в Европарламент и в самоуправления сделано для других официальных языков ЕС, но при условии, что рядом будет перевод на госязык.
Понятно, что это еще не предел - наверняка сеймовские политики найдут еще какие-то сферы, где еще используется русский язык. Разумеется, и там русский язык будет запрещен.