Вдвое ниже среднего по Союзу
Последние шесть лет характеризуются "постепенным прогрессом вложений государственного бюджета" в науку, инвестируют в высокие технологии и предприятия. С 2013 по 2022 год уровень расходов от среднего по Евросоюзу возрос с 25,3% до 38,6%. На одного научного работника в нашей стране в год тратят 42,5 тысячи евро, в ЕС — 110 тысяч. Эти расходы включают прежде всего зарплаты, а также содержание инфраструктуры и прочие нужды науки.
Впрочем, если рассматривать национальные затраты на научно–исследовательскую деятельность, то они существенно уступают, к примеру, оборонным расходам. Если сейчас наука составляет 0,75 валового внутреннего продукта, то целью Латвии служит к 2027 году достичь лишь 1,5% от ВВП на нужды ученых (в то же время ассигнования военным — вдвое больше). ЕС через три года будет тратить уже 3% ВВП.
Четвертая с конца в ЕС по тратам на науку Латвия относится к целой группе отстающих государств — наряду с Литвой, Польшей, Словакией, Хорватией, Грецией и Португалией (две последние из "старой" Европы). Ниже нас по уровню — Венгрия и Румыния, а хуже всего дела обстоят в Болгарии. С другой стороны, абсолютные передовики — Германия, Австрия, Дания, Бельгия, Швеция.
Наряду с этим в нашей стране имеется вторая с конца загрузка ученых работой — 51%, ниже в ЕС она только в Португалии. Соответственно вполовину меньше должного и результаты, и оплата.
Если же считать по полной занятости, то в месяц ученые зарабатывают 2241 евро, что вполне конкурентоспособно. На заседании подкомиссии Сейма отмечалось, что критически важно получение дополнительного финансирования гуманитарных и социальных отраслей науки, ибо они в меньшей степени получают средства ЕС.
Как поднять зарплаты синим воротничкам
По данным Латвийского профсоюза работников образования и науки, возглавляемого Ингой Ванагой, 72% научного персонала полагают, что профессия ученого в нашей республике оценивается недостаточно. Между тем лицам, занятым в науке, могут на вполне юридических основаниях платить всего лишь минималку. Ибо в Законе о научной деятельности перечислены не только ученые и ведущие исследователи, но также научные ассистенты, научно–технический и научно–обслуживающий персонал. Последние, будучи лицами с высшим образованием, представляют как бы пролетариат отрасли…
Ровно год назад Кабинет министров принял решение "О графике повышения низшей ставки оплаты труда педагогов", который относится в т. ч. к преподавателям высших школ — но не распространяется на научных сотрудников. Для последних существует значительная вилка зарплат — так, разница для ведущих исследователей составляет 1483,01—2648,94 евро.
"Ученый поставлен в неравноправную ситуацию относительно других профессий публичного сектора, — отмечается в информационных материалах профсоюза. — Неравноправие образуется также в отношении социальных гарантий, обеспечивающих тех, чье профессиональное представительство распространяется на Закон о вознаграждении должностных лиц и работников институтов государства и самоуправления.
"Для развития науки должна быть стабильная система, в которой ученый ведет долгосрочные исследования, выполняя полную нагрузку на одной основной работе и получая конкурентоспособное вознаграждение", — подчеркивает профсоюз. 70% заработка должны быть базовыми, неменьшими, чем в публичном секторе — а еще 30% проектными.
"Ученые делятся на избираемых и неизбираемых", — обратила внимание на различия в академическом персонале Латвии И. Ванага. В списке профессий вообще нет понятия "ученый", имеется, к примеру, "ведущий исследователь". С другой стороны, доцент вуза — должность выборная. В общем, трактовать можно по–разному: "Нет такого, чтобы юридически было написано черным по белому, без интерпретаций".
В детсадах платят больше
По словам профсоюзного лидера Инги Ванаги, научный персонал в Латвии сегодня не защищен от увольнений — в отличие от избираемых преподавателей вузов: "Если хотят отделаться от какого–то сотрудника…" Хотя работники научных институтов ведут не менее напряженную интеллектуальную деятельность.
Заместитель госсекретаря Министерства образования и науки Янис Пайдерс констатировал, что в финансировании имеется "медленная траектория", оно не в приоритете. Вся надежда — на гранты Брюсселя. "Происходит постепенная конвергенция с Европейским союзом, — сказал чиновник. — В принципе, мы сравнимы с новыми государствами Восточной Европы. На фоне регионов мы примерно в равной ситуации, в Эстонии немного повыше".
Научная деятельность в Латвии, разумеется, ведется и в вузах, которые финансируются согласно законодательству об образовании. Здесь по крайней мере происходит индексация в связи с инфляцией. В учреждениях же чистой науки все зависит от государственного заказа. "Финансирования недостаточно, чтобы покрыть необходимые нужды", — признал Я. Пайдерс.
В стране создалась парадоксальная ситуация, когда нормативное регулирование позволяет ведущему научному сотруднику Латвии платить не менее 4,38 евро в час — в то же время педагог дошкольного обучения получает минимум 9,54 евро в час.
Янис Вуцанс (Союз зеленых и крестьян), в прошлом учредитель и ректор Вентспилсской высшей школы, отметил, что ныне ученые могут трудиться в ряде учреждений — быть как избранными, так и договорными сотрудниками. Однако: "Если человек делает чистую науку, без преподавания, — тогда у него эти неполные 800".
В свое время МОН принуждал опираться на 40–часовой график, и потому в научной сфере начали "манипуляции" с учетом труда, указал Я. Вуцанс.
Председатель подкомиссии Сейма Чеславс Батня предложил пересмотреть все нормативное регулирование и найти несоответствия, мешающие ученым за сходный труд платить сопоставимую зарплату.
И тогда, возможно, в ЛР будут взяты научные вершины, которыми мы сможем гордиться даже перед китайцами.