В этом году Агнесе Логиной уже пришлось пережить вотум недоверия, который ей выкатило Национальное объединение – по части озвученного министром продолжения вещания на русском в общественных СМИ. А вот на минувшей неделе подъехало и заключение Государственного контроля о расходовании Минкультом средств налогоплательщиков…
Надежды маленький оркестрик
«Является ли достаточно обоснованным государственное участие в области профессионального театра и музыкального искусства?» – таким вопросом задалась Инга Вилка, член совета Государственного контроля. Под ее руководством IV ревизионный департамент отметил, что на апрель 2024 года из 7 выявленных ранее сфер было реализовано 3.
При этом министерство, руководимое номинанткой от партии «Прогрессивные», продолжало являться держателем 100% частей капитала в 14 государственных обществах с ограниченной ответственностью (VSIA), коими юридически и являются наши прославленные театры.
Идет вот зритель в Dailes или Театр кукол – а приобретая билет, между тем, возвращает денежку в бюджет. Который, в общем-то, формируется за счет его собственных взносов. То есть латвийский трудящийся, потребляя культуру, конкретно платит дважды.
При этом, что характерно, дотация на эти самые культурные VSIA все растет и растет. Если в 2019 году, когда еще мы не подозревали о кознях коронавируса и имелся руссо-туристо-облико-богато, Минкульт заслал патронируемым компаниям 29,1 миллиона евро, то в 2021 году – уже 34,8 миллиона.
Что несколько удивляет, ведь в разгар ковидобесия театры и концерты встали на жесткую паузу. По элементарной логике, средств на содержание артистов и музыкантов должно было быть потрачено меньше, ибо они не выступали. Святое дело, поддержать творческих личностей в трудный момент – чтоб они не разбежались (хотя куда?), но ведь хотя бы за электричество в опустевших залах платить не требовалось. Новые репетиции также велись в зуме.
Как слезть с дотации
Пиком бюджетного финансирования в доле доходов стал 2021 год, когда лишь 18% было заработано театрами и концертами – собственными силами. Потом известно кто «отменил ковид», и началось медленное выползание отрасли из денежного тупика. Однако и в прошлом году ведущие творческие коллективы Латвии наработали всего 37% от того, что истратили.
То есть будь это свободные антрепризы, покоиться бы им всем в анналах. Рынок пощады не знает, и, к примеру, продюсер маловысокохудожественного фильма вылетит в трубу, когда не вернет прокатом деньги инвесторов. Поэтому, кстати, в титрах национальных кинокартин мы всегда встретим не только Фонд культурного капитала, но и банк, и пивоваров, и производителей, предположим, термоизоляционной ваты. Отличие лишь в том, что частный капитал вкладывается в культурные проекты из своих амбиций или капризов – а госфинансирование театра и музыки ведется как бы от лица всего общества. Грубо говоря, каждый работающий в Латвии – их около 800 тыщ – за год отдает на культуру порядка 300 евро.
Говорят – кто платит, тот и заказывает музыку. Но где оно, уважение мастеров культуры? Алвис Херманис, к примеру, поставил препохабнейшего «Черного лебедя», объявив, что это по мотивам «Идиота» Достоевского. Ок, художник так видит. Однако только вот режиссер еще и бросился объяснять – мол, как это надо понимать правильно. Федор-то Михайлович, оказывается, это ни разу не про слезинку ребенка. «Духовный отец русского фашизма» он, вот кто.
Опять-таки, я совершенно не против, чтобы на сцене красовался голый по пояс и татуированный, аки забубенный уркаган, ФМД. Любой каприз за ваши деньги, Алвис Волдемарович. Но если правильно указывает Госконтроль, то в 2023 году Новый Рижский театр получил на 300 000 евро больше, чем в предыдущем году. А деньги эти дали, в пропорции населения, процентов на 30–40, представители того самого этноса, который господин Херманис годами невозбранно уничижает в публичном пространстве.
Вот Латвийская национальная опера и балет – те на правильном пути, потратили на 40 000 меньше денег налогоплательщиков. Лиепайский симфонический оркестр умудрился свести концы с концами так, чтобы ничего сверх прошлогоднего не запросить. Зато дотация Рижского цирка выросла аж в 1,5 раза. Хотя и без зверей. И с весьма спорным качеством ремонта исторического здания Соломонского…
Министерство культуры, заключил Госконтроль, «полноценно не использует имеющиеся в его распоряжении исследования в области профессионального театра и музыкального искусства». Минкульт, кроме того, вмешивается в ценовую политику – «выдвигая противоречивые требования». С одной стороны, билеты на спектакли и концерты должны расти в цене, а с другой – должны выдаваться «свободные билеты». Кроме того, наслаждаться высокой макслой у нас могут все больше жители столицы – хотя качественные концертные залы отгрохали за десятки миллионов по регионам: например, Liepājas dzintars, Latvija в Вентспилсе, Gors в Резекне. Даже в селе Улброка, ныне центре Ропажского края, выстроили свою «жемчужину».
Королева будет еще немножечко шить
Занятным обстоятельством в финансовой сфере латвийской культуры является еще и то, что среди 1800 работников этих самых 14 государственных обществ капитала 15% составляет администрация. На нее одну в 2022 году израсходовали 6,6 миллиона евро. Этого хватило бы, для сравнения, для существования Латвийского национального театра в течение года, включая и те средства, которые он отбивает по билетам.
Но не простая у нас администрация, а творческая – ведь по данным того же всезнающего Госконтроля, 56% руководства «работает также в других местах». Вот артистка играет королеву – а потом она же подписывает приказы об увольнении других мастеров сцены или о контракте с именитым и маститым постановщиком.
Кстати, режиссеры, не имеющие официальных государственных должностей, но ставящие пьесы в государственных театрах, – они же лично получают не меньше, чем та же А. Логина. Однако в базе данных Службы госдоходов сия финансовая ответственность творцов никак не отмечена.
Хотя наш славный сайт vid.gov.lv содержит массу странных сведений – к примеру, из него можно узнать, сколько давно умерший чиновник получил 15 лет назад. Видимо, эти данные кому-то позволяют сделать вывод, что в Латвии наличествует европейское, прозрачное и компетентное государственное управление. Но это не вполне так, а точнее – совсем не так.