Как мы могли не обещать…
Самые лучшие обещания для политиков — это те, которые… им самим вряд ли придется выполнять, но которые при этом звучат очень красиво.
Кто помнит, какие обещания давали премьеры и министры в 90–е или в начале 2000–х годов? Кстати, если бы обещания начала 2000–х реализовались бы, то мы уже бы три–четыре года назад догнали бы по экономическому развитию… Швецию!
Да, в начале 2000–х правящие уверяли, что через 20 лет мы станем второй Скандинавией. А что же в действительности? В действительности мы отстали даже от Литвы и Эстонии и занимаем в ЕС по экономическим показателям второе место… с конца!
Приказано удвоить ВВП
Впрочем, новые политики приходят с новыми обещаниями. И вчера в Сейме министр экономики Викторс Валайнис озвучил новую стратегическую цель Латвии — стать лидером в экономическом развитии в балтийском регионе! Но не завтра и не послезавтра, а к… 2035 году. За десять лет также министр обещает удвоить ВВП — вместо нынешних 43 миллиардов в год до 83 миллиардов в год. Но при условии, что ежегодно экономика будет прирастать на 4–5% от ВВП, а инфляция не превысит 2 процентов.
Это все, конечно, интересно, но в этом году экономический рост планируется на уровне 1,4%, в следующем 2,%, в 2026–м — 2,6%… И это при благоприятном стечении обстоятельств.
Где же эти 4–5 процентов? И где гарантия, что в течение следующих 10 лет в мире, в Европе и в Латвии в частности не будет никаких экономических кризисов и геополитических потрясений?
Но зато ясно одно: те, кто сегодня находятся у власти, уж точно не будут руководить страной в 2035 году. Особенно учитывая, что правительства у нас в среднем "живут" 2–2,5 года, а до 2035–го сменится в общей сложности четыре парламентских созыва — выборы пройдут в 2026–м, в 2030–м и в 2034–м.
Так или иначе, но позитивным можно считать тот факт, что правящие решили провести в Сейме дебаты по развитию экономики. И вчерашние дебаты стали первыми парламентскими дебатами в новейшей истории Латвии именно по экономике. До сих пор, напомним, парламентские дебаты проходили только по внешней политике.
Укрощение госдолга
В отличие от министра экономики глава Минфина Арвилс Ашераденс был менее оптимистичен и указал на реальные проблемы и риски в экономике и финансовой сфере. А именно — на тревожную тенденцию в финансовой сфере страны — рост госдолга, который может достичь 48 процентов от ВВП.
Это объясняется и ростом бюджетного дефицита, начиная с периода ковидной пандемии, и необходимостью делать огромные инвестиции — прежде всего в военную сферу.
Министр финансов предупредил: впредь, даже увеличивая ассигнования на оборону как абсолютный приоритет, нельзя допустить увеличения расходов на различные нужды министерств. В переводе на простой язык это означает, что режим экономии еще пока не вводится, но и увеличения затрат тоже не будет.
По версии министра, если не допускать увеличения бюджетного дефицита, то вполне можно стабилизировать ситуацию и дальше уже стремиться уменьшить госдолг до 40% от ВВП.
Министр — бюджетникам: скромнее надо быть
Но если сокращение госдолга — это вопрос будущего, хоть и ближайшего, то "сокращение аппетитов" в госсекторе — сегодняшняя насущная необходимость.
А. Ашераденс сообщил, что рост зарплат в общественном секторе, по данным за первые два месяца этого года, в три раза превысил рост зарплат в частном секторе! Говоря простым языком, оклады работников бюджетных учреждений (не только чиновников, но и учителей, медиков, стражей порядка) растут в три раза быстрее, чем зарплаты работников частных компаний. Справедливости ради надо заметить, что все равно оклады медиков и полицейских отстают от частной сферы, но тем не менее сама тенденция явно тревожная с экономической точки зрения. Ведь госказна не безгранична…
Однако министр экономики Валайнис уверен, что зарплаты и дальше будут расти и расти. Согласно докладу Минэкономики, уже к 2027 году средняя зарплата "на руки" должна достигнуть 2000 евро, а к 2035–му — превысить 3200 "чистыми"!
Равнение на экспорт
В основе латвийской модели экономического роста, как говорится в плане Минэкономики, лежит увеличение дохода от экспорта. Этому должны способствовать три фактора: развитие человеческого капитала (читай — квалифицированные кадры), приток инвестиций и рост производительности труда. При условии, как говорится в докладе, уменьшения бюрократии, повышения эффективности госуправления и использования современных цифровых технологий.
В. Валайнис говорил о необходимости развивать в Латвии искусственный интеллект.
Что же еще нужно сделать, чтобы экономика и производительность труда росли быстрее? В Минэкономики рассказывают о необходимости повышения качества подготовки специалистов, улучшение системы переквалификации, более эффективное использование рабочей силы.
От себя добавим, что при нынешних темпах рождаемости и с учетом сегодняшней демографической ситуации едва ли Латвия сможет обойтись только внутренними людскими ресурсами, то есть без привлечения иностранных рабочих и специалистов.
Чтобы люди могли эффективно работать по меньшей мере до достижения пенсионного возраста, нужна более качественная медицина.
Наверное, можно согласиться с недавними высказываниями президента Ринкевича, что лучше иметь пусть и очень амбициозную цель, чем не иметь вообще никакого ориентира в экономике. В этом смысле нет ничего плохого в том, что власти будут стремиться за десять лет удвоить ВВП. Вот только пока не просматриваются предпосылки для такого рывка.
Словесный марафон в Сейме
Между тем на проведение дебатов в Сейме по экономике очень активно отреагировали сами парламентарии. И после выступлений двух министров и премьера они… рванули в бой.
К моменту подготовки этого материала в печать, то есть за 3,5 часа дебатов, успели выступить только 8 человек — два министра, премьер, спикер Сейма и еще 4 депутата.
А в списке еще 38 человек, включая министров образования, иностранных дел и снова министра экономики!
Рискнем предположить, что до остальных вопросов повестки дня пленарного заседания депутаты так и не дойдут и заседание будет продолжено через неделю.