Премьер-министр Эвика Силиня опубликовала в социальной сети «Фейсбук» (?) лаконичное заявление, в котором полностью дистанцировалась от заявлений министра финансов и указала, что никаких обсуждений таких налоговых изменений ни в правительстве, ни в коалиции даже не было. Разговоры о повышении НДС – всего лишь необоснованные домыслы Ашераденса. Лидер СЗК Викторс Валайнис также заявил телеканалу TV3, что о повышении налоговых ставок речи не идет. Правда, куратор экономического блока «Прогрессивных» Андрис Шуваев утверждает совершенно обратное: «Конечно, [такие переговоры] имели место».
Вся эта история, в которой одни говорят одно, а другие совсем другое, показывает, что в политическом классе нет консолидированного мнения по поводу предстоящих изменений в налоговой системе. В то же время это свидетельствует и о серьезных разногласиях в топ-менеджменте «Единства». Напомним, что после отставки предыдущего главы правительства Кришьяниса Кариньша на его место претендовала не только Силиня. Первоначально именно Ашераденс упоминался как наиболее надежный преемник Кариньша, но в дальнейшей внутрипартийной борьбе он проиграл Силине.
Резкий тон, с которым Силиня сразу дистанцировалась от «спекуляций» Ашераденса, свидетельствует о серьезном недовольстве премьер-министра словами своего министра финансов. Судя по всему, никто не давал Ашераденсу таких полномочий – открыть рот перед выборами в Европарламент. Не исключено, что Ашераденс после беседы с президентом страны Эдгаром Ринкевичем, в которой последний призвал «своевременно начать открыто общаться о предстоящих налоговых изменениях», воспринял эту рекомендацию президента буквально. При этом забывая о субординации и своем месте в партийной иерархии. Силиня необычайно резко одернула Ашераденса.
Если перевести заявление Силины о спекуляциях Ашерадена с языка политической дипломатии на обычный язык, то оно звучит совсем как знаменитый Ингмарас Лидакас: заткни рот! Все показывает, что Ашераденс переоценил свои силы и свое место во главе партии. Похоже, он проспал «смену поколений» в ведущей партии политического класса Латвии.
Грубые обзывательства Силини можно даже рассматривать как призыв к политикам типа Ашераденса уйти на пенсию, поскольку в этом налоговом вопросе проявляются значительные политические различия между поколениями. Вся фискальная политика последних 30 лет была такой, в которой предложение Ашераденса пошло бы «как по маслу».
Вспомним пресловутую «бюджетную консолидацию» Валдиса Домбровскиса, которая была воспринята общественностью даже с некоторым мазохистским удовольствием. Даже сейчас к Домбровскису почти никто не предъявляет претензий. Напротив, на любую критику метода преодоления кризиса в то время (операция без наркоза) возникает агрессивный встречный вопрос: а что надо было сделать, чтобы девальвировать лат? Как будто это был, несомненно, худший вариант, чем реализовавшийся экономический спад.
Теперь, когда необходимо увеличить расходы на оборону (чему никто не противостоит), политикам типа Ашераденса кажется очевидным повышение НДС. Какой еще новый велосипед здесь изобрести? Но времена изменились. Обычный метод отбирания денег у тех, кто меньше всего способен сопротивляться, по-видимому, больше не воспринимается как нечто само собой разумеющееся. По крайней мере, в публичной риторике. За несколько дней до выборов Силиня прямо пишет: «Я жду от министра финансов бюджета, который создается не за счет народа и не ухудшает экономическое положение населения».
Сможет ли Ашераден выполнить это требование премьера? Когда появилась возможность ввести налог на прибыль банков, Ашераденс этой возможностью не воспользовался. Он не был к этому готов. Вся его политическая деятельность до сих пор была связана с глубоко подсознательно внедренным интересом к шведскому финансовому капиталу. Прикоснуться к банкам означало бы сломать философскую систему его жизни. Такой шаг просто не является частью видения мира Ашераденса.
Вместо этого была создана система 20% доплаты налога на прибыль организаций (авансового платежа) для кредитных организаций и введена компенсация процентов по ипотечным кредитам из государственного бюджета. Сложная система, основанная на принципе – большим пальцем левой ноги почешем правое ухо. Вместо того, чтобы чесать рукой. Даже без реальной необходимости «чесать» именно эту финансовую сферу.
Теперь Ашераденс хотел бы все упростить: давайте повысим НДС, и дело сделано. Однако столь прямолинейное предложение встречает сопротивление со стороны коллег. Ашераденс явно не понимает: почему? В течение 30 лет можно было рассказывать людям всякую чушь, и они все это съедали. Даже с некоторым удовольствием, о чем свидетельствует удачная карьера Валдиса Домбровскиса, не говоря уже о любви народа. Почему тот же метод больше не работает?
Никто не говорит, что больше не работает. Просто нужно больше контролировать то, что вы говорите. И перестать думать, что я здесь самый умный, а все остальные ничего не понимают, что читается каждый раз, когда Ашераденс публично открывает рот.
Скорее всего, то, что сказал Ашераденс, и было планом, но зачем объявлять план всем вслух заранее? Силиня, дистанцировавшись от этого плана, поставила на карту свое политическое будущее. Ей будет очень трудно вернуться к тому, что она сказала сейчас. Это означает, что Ашераденсу придется отойти. Вопрос только в том, от своей идеи повышения НДС или от собственного поста.