А после выборов — подарки
"При планировании государственного бюджета многое будет зависеть от геополитической ситуации. Если Латвии придется значительно увеличить расходы на внешнюю и внутреннюю оборону, то есть еще один небольшой резерв — повышение НДС на один процентный пункт, который Латвия может себе позволить… Это реальность, которую Латвия должна принимать во внимание. Поэтому мы внимательно посмотрим, как будет развиваться налоговая ситуация к осени, но исключать этого нельзя", — заявил министр финансов Арвилс Ашераденс ("Новое Единство") за два дня до выборов в Европарламент.
Заметим, что НДС до 22% уже с этого года действует в Эстонии, ставка НДС была повышена и в Литве…
Если кто–то решил, что подобная откровенность перед выборами может больно ударить по премьерской партии, то он сильно ошибался. "Новое Единство", как мы уже знаем, пришла к финишу первой, со значительным отрывом от своего основного конкурента — оппозиционного нынче Национального объединения.
К худшему всегда готовы!
Из этого лидеры "Нового Единства" могли сделать два вывода: во–первых, что жители Латвии уже морально готовы к повышению налогов и мстить политикам за это не будут, а во–вторых — основной электорат "Нового Единства" в лице государственных служащих в любом случае будет голосовать за "правильную" партию.
Так или иначе, но вероятность подъема налоговых ставок очень высока. Для этого есть все экономические предпосылки.
Во–первых, экономика растет, мягко говоря, крайне медленно, и не факт, что оптимистический прогноз об экономическом росте в следующем году в размере 2,9% от ВВП оправдается.
Во–вторых, нынешняя собираемость налогов в Латвии, мягко говоря, не блестящая — идет отставание от плана почти по всем основным налогам. "Ситуация в экономике не очень позитивная", — вчера была вынуждена признать премьер Эвика Силиня.
В–третьих, расходы на оборону действительно продолжат расти, кроме того, "Новое Единство" обещало существенно увеличить расходы и на внутреннюю безопасность, включая повышение зарплат полицейским и спасателям.
В–четвертых, нужно где–то найти средства на софинансирование безумно подорожавшего проекта Rail Baltica. Только за счет кредитов и даже еврофондов компенсировать удорожание не удастся.
В–пятых, правительство накануне муниципальных выборов наверняка захочет дать пенсионерам, как важной части электората, какой–то бонус — им может стать снижение ставки НДС до 5% на рецептурные и компенсационные медикаменты. Понятно, что этот недополученный доход нужно будет компенсировать.
Вполне реальный сценарий
Таким образом, сценарий повышения НДС на один процент — то есть вместо 21% станет 22%, — вполне себе вероятен. При этом нельзя исключить, что на люкс–товары ставка может быть поднята и на два процента — до 23%.
Мало уже кто помнит, что до 2009 года основная ставка НДС была 18%. Но тяжелейший финансово–экономический кризис вынудил правительство Годманиса поднять основную ставку НДС до 21%, а льготную — с 5% до 10%. Но и это еще не все. В период с 2011–го по конец 2012–го НДС уже был 22%. Правда, повышение НДС не дало желаемого фискального эффекта — напротив, поступления в казну только сократились. Что и понятно: потребительская способность измотанного кризисом населения была очень низкой.
Начиная с 2013 года и по сей день в Латвии основная ставка НДС составляет 21%, а льготные ставки — 5% (к примеру, на прессу) и 12% (к примеру, на коммунальные услуги).
Вполне можно предположить, что повышение НДС и сейчас, как и в далеком 2011–м, не приведет к резкому росту бюджетных доходов.
Проценты по осени считают
Отметим, что предварительные варианты налоговой реформы власти обещают представить прямо перед Лиго. Это пока действительно только сырой план, подготовленный рабочей группой минфина. Дискуссии по налоговой реформе в коалиции будут очень бурными — к какому–то компромиссы правящие должны будут прийти к концу сентября, когда в минфине уже будут вовсю верстать проект бюджета–2025 и на трехлетний период.
Какие еще есть альтернативы повышению НДС? Это и введение налога на сверхприбыль банков, это и еще более стремительное, чем предполагалось, повышение акциза на алкоголь и табачные изделия… В кулуарах власти ходят слухи и о введении повышенного налога на большие дивиденды, а также о введении большей прогрессивности подоходного налога — в зависимости от величины зарплат.
А что же с налогами на труд и с минимальной зарплатой? Вполне можно допустить, что подоходный налог с населения и снизится для маленьких и средних зарплат на один процент, но, к примеру, с 2026 года. Что же касается минималки, то ее рост выгоден правительству, ведь в этом случае и поступления в бюджет от налогов на труд увеличатся. А вот необлагаемый минимум едва ли будет повышен — по крайней мере, не со следующего года.
Неприкасаемые
Конечно, часть средств можно было бы получить за счет сокращения расходов — например, путем уменьшения госуправления. Но об этом власти и не помышляют. Главная причина все та же — чиновники являются очень весомой и преданной частью электората и голосованием 8 июня подтвердили свою лояльность по крайней мере к премьерской силе.
Было бы странно, если бы теперь правящие проявили к клеркам столь чудовищную неблагодарность и начали бы сокращать число чиновников или, к примеру, заморозили бы им рост зарплат. Ничего такого не будет. Более того, вопреки призывам экспертов, в госуправлении продолжится рост окладов — хотя, конечно, и не столь стремительный, как последние три года. Все–таки инфляция в разы уменьшилась.
В любом случае, пока нет никаких признаков грядущего экономического рывка. Быть бы живу…