На днях политолог Филипп Раевский предположил, что правящие, ознакомившись с подготовленными рабочей группой Минфина предложениями по налогам, решат ничего не менять в налоговой системе.
Фактически это подтвердил в эфире Латвийского ТВ председатель бюджетной комиссии Сейма Янис Рейрс ("Новое Единство"): "Пока я буду возглавлять бюджетную комиссию, ставка НДС повышена не будет". Опытный политик еще и добавил, что для повышения НДС в Сейме даже не хватит голосов.
Заметим, впрочем, что обычно голосов на любые решения хватает, если эти решения поддержаны руководством правящей коалиции. И тогда просто работает машина для голосования. Но это как раз тот случай, когда едва ли правящая коалиция будет готова поддержать увеличение ставки НДС, ведь уже в следующем году муниципальные выборы, а еще через год — парламентские. Возникает закономерный вопрос: а на что же тогда будет готова коалиция — неужели и вовсе никакие налоговые ставки повышены не будут?
По слухам, партнеры по коалиции могут одобрить следующий компромисс: отказ от повышения базовой ставки НДС при условии, что будет отменена пониженная ставка (12%) на свежие овощи и фрукты, повышение акцизов и налогов на природные ресурсы, отказ от снижения уже с 2025 года налогов на труд.
Скорее всего правящие пообещают начать снижать налоги на труд в год сеймовских выборов, то есть с 2026 года, когда возобновится реальный экономический рост и, возможно, улучшится геополитическая ситуация.
Понятно, что в условиях нынешней экономической и геополитической неопределенности снижать налоги никто не будет. Особенно учитывая ну очень плохую собираемость налогов в текущем году. По слухам из кулуаров власти, столь драматической ситуации с доходной частью бюджета не было очень давно — по меньшей мере последние лет 13.
Низкой собираемости налогов способствует и стагнация в экономике, и практически нулевая инфляция, и отток инвестиций. Постепенно дает о себе знать и неблагоприятная ситуация на рынке труда — нарастающий дефицит работников, старение рабочей силы, дисбаланс между приходом на рынок труда молодых людей и выходом на пенсию. Иными словами, на рынок труда приходят меньше людей, чем его покидают.