Если политикам, наделенным реальной властью, нужно принять какой–то закон (решение, постановление), то есть имеется, как модно говорить, политическая воля, то закон будет принят в кратчайшие сроки — от двух–трех дней до считанных часов. Это значит — в срочном порядке и без дополнительных обсуждений на профильной комиссии.
Если же интереса нет или, наоборот, есть интерес затянуть принятие законопроекта — к примеру, дождаться предвыборной кампании, чтобы можно было порекламировать себя, любимого, то депутаты могут долго мариновать такую законодательную инициативу. Фактически почти все зависит от председателя профильной комиссии — именно он определяет повестку дня заседания и, стало быть, решает, попридержать законопроект или быстренько дать ему зеленый свет.
Какова же ситуация в нынешнем Сейме, который проработал уже полтора года? На статус самого "долгого" законопроекта претендуют поправки в Закон о порядке работы Сейма (KArtIbas rullis), которые были впервые внесены еще в парламенте прошлого созыва. В прошлом Сейме они так и не были приняты, но депутаты нынешнего созыва согласились перенять "старые" поправки и продолжить работу над совершенствованием деятельности Сейма.
Пока комиссия и подкомиссия Сейма продвинулись только до второго чтения — депутаты завалили законопроект множеством своих поправок. Так, "тевземцы" накануне выборов в Европарламент попытались внести дополнение, обязывающее депутатов давать интервью латвийским СМИ только на госязыке. Это бы означало, что, к примеру, СМИ на русском языке, в том числе и общественным, депутат бы интервью на этом языке дать бы не имел права, даже если владеет этим языком или более того — он является для него родным.
Правда, большинство парламентариев подобное ограничение в отношении самих же себя не поддержали.
Депутаты от фракции "Прогрессивные" предложили пересмотреть порядок выдачи пожизненного пропуска в Сейм. Сейчас такой пропуск имеют те депутаты Верховного Совета, которые голосовали за декларацию о восстановлении независимости. "Прогрессивные" полагают, что следует лишать таких пропусков тех, кто совершил серьезное преступное деяние — например, преступление против государства, или был признан виновным в коррупции…
Также депутаты предложили предусмотреть возможность депутатам временно складывать свои полномочия по состоянию здоровья, то есть на период длительной нетрудоспособности. Это позволит прийти на его место депутату по так называемому мягкому мандату.
Поступили и предложения ограничить время дебатов по бюджету…
Главная интрига — удастся ли те или иные поправки в данный закон принять еще в этом Сейме или он снова перейдет по наследству уже 15–му Сейму, который вступит в свои права в ноябре 2026 года.
От прошлого парламента нынешним депутатам достался и новый законопроект об иммиграции, призванный заменить явно устаревший по многим параметрам прошлый закон, изначально принятый еще в 2003 году, то есть 21 год назад. Однако и в этом парламенте документ лежит без движения, вместо того депутаты продолжают исправлять и дополнять старый закон. Вообще за период с апреля 2022 года и по сей день Сейм — сперва 13–й, а потом и 14–й, — внес девять существенных изменений.
Пока отложен в долгий ящик, мягко говоря, спорный законопроект о запрете субтитров на русском языке к фильмам, демонстрируемым в кинотеатре. Не спешат слуги народа и работать над многими, опять–таки спорными народными инициативами, которые не были отклонены и, стало быть, депутаты признали их годными для дальнейшей доработки.