Уроженка Даугавпилса Виктория Строде перебралась на «зеленый остров» более десяти лет назад и за это время столкнулась с многочисленными случаями несправедливости по отношению к своим землякам.
Виктория Строде рассказала газете «СЕГОДНЯ» о том, какие трудности и проблемы могут встретить эмигранты в отношениях с работодателями, органами социального обслуживания и коммунальными службами.
Вначале были грибы
— С чего начиналась ваша эмиграция?
— Начиналось с того, что мне на себе пришлось испытать нелегкий путь эмигранта. За десять лет в Ирландии я работала в самых разных отраслях, причем начинала на грибной ферме — а это такие тяжелые условия труда, что и врагу не пожелаю. При этом почти сразу же пришлось встретиться с проблемой: здесь очень трудно получить информацию по таким насущным вопросам, как налогообложение и социальные пособия, о своих правах и возможностях. Имеющиеся в стране конторы по гражданскому консультированию (Citizens Information) часто выполняют эту работу из рук вон плохо. Я лично имела печальный опыт, когда мне давали ложную информацию.

Гастарбайтеры из числа опытных столь же неохотно делятся опытом с новоприбывшими: считают, что если уж сами они когда-то понабивали шишек, то пусть и остальные это пройдут. Лично я, если бы с самого начала знала то, что знаю сейчас, сэкономила бы себе массу времени, денег, здоровья и нервов. В какой-то момент я поняла, что должна находить нужную информацию и задавать правильные вопросы. Ирландия такая страна: здесь если не спросишь, то и не получишь.
— А если перейти к конкретике?
— Ну вот, например, трудилась я одно время в ресторане. И столкнулась там с пренеприятнейшим фактом: больше половины моей зарплаты отчисляли налоговой. Меня это, естественно, до глубины души возмущало. Поскольку мне нужно оплачивать счета за коммунальные услуги, за аренду жилья, получалось что я, невзирая на тяжелый труд, не могу самостоятельно себя обеспечить.
Потребовала у своей начальницы объяснений: как так получается? Та меня отправила к бухгалтеру. Седенький дедушка сделал удивленные глаза и посоветовал обратиться напрямую в налоговую, так как он сам ничего не знает. Там я нарвалась на ленивого бюрократа, пославшего меня за объяснением обратно к работодателю. Замкнутый круг!
Решила разобраться самостоятельно, полезла в интернет, зарылась в своды законов. Оказалось, что в одном каком-то месте нужной мне информации не найти — она разбросана по разным ресурсам. Но я настойчивая. Отыскала необходимые мне нормативные акты, формы для заполнения, оформила безупречно аргументированный официальный запрос в налоговую. Оказалось, что взимаемый с меня налог действительно чрезмерен. Правда, мне не удалось сразу же добиться возврата средств. Мне вернули эти деньги в начале следующего года и в дальнейшем снимали с меня налог уже правильно.

Жертвы налогообложения
— Но далеко не все способны проявить подобную настойчивость...
— Удел большинства гастарбайтеров — тяжкий физический труд. У людей банально нет сил, времени и знания языка, для того чтобы, продираясь сквозь дебри терминов, искать в интернете полезную информацию.
Часто и сам по себе менталитет приезжих способствует их пассивности, они морально не готовы бороться за свои права. Дескать, снимают у меня половину зарплаты на налоги — ну что ж поделаешь, такие в этой Ирландии порядки... Жертвами неправильного налогообложения становятся тысячи приезжих, которые даже не подозревают, что это ошибка бухгалтера или налоговика.
Беременную выгнали на улицу
— На чем еще могут обмануть гастарбайтера в Ирландии?
— По закону ты не можешь работать больше определенного временного лимита, тебе должны предоставлять выходные, отпуска и время на отдых между рабочими днями. И вот тут многие работодатели любят «химичить»: не предоставляют договор, недоплачивают отпускные.
Одна моя знакомая из Вентспилса, трудившаяся ассистентом бухгалтера, неосмотрительно сообщила своему боссу, что получила положительный результат теста на беременность. Она собиралась проработать еще четыре недели, чтобы получить пособие по декрету, но хозяин уволил ее моментально. Та пыталась протестовать, указывая, что он не имеет права поступать с ней таким образом, но бесполезно. Прозвучала излюбленная фраза ирландских боссов по отношению к чересчур «умным» или строптивым работникам, пытающимся «качать права»: «У меня для тебя больше нет работы».
Две недели с переломом
— Приходилось слышать немало жалоб на ирландскую медицину...
— Тут главная проблема с доступностью медицинских услуг. Например, одна моя знакомая пожилая женщина, получив перелом, дожидалась приема у врача целых две недели! Подобное тут, увы, в порядке вещей.
В списке ожидания на прием, допустим, к ортопеду можно числиться около трех лет! При этом ежегодно нужно отправлять извещение, что ты до сих пор нуждаешься в приеме у врача, иначе тебя вычеркнут из списка. Даже приема у ревматолога приходится ожидать в среднем девять месяцев, а потом еще какое-то время уходит на подготовку диагноза.
Однако голь на выдумки хитра. Мне известны случаи, когда люди оформляли себе инвалидность с соответствующими пособиями еще до получения медицинского диагноза. Объясняется это тем, что, когда оформляешь инвалидность, в качестве обоснования можно предоставить больничные документы, подтверждающие, что вы состоите в списке ожидания на прием к тому или иному специалисту. Этого оказывается достаточно.
Чемодан — вокзал — Латвия
— А как латвийских гастарбайтеров обманывают хозяева арендуемых ими жилищ?
{body}