Больше никогда не видел зимующих скворцов. А на днях они словно вернули меня в далекое детство: услышал приглушенное посвистывание, подумал — свиристели. Оглянулся и не поверил: это были скворцы!
Спутать их с какими-нибудь иными зимующими видами пернатых невозможно — уж очень запоминающийся наряд, да и песенка у них несравнима с пением других птиц.
Как и тогда, когда среди снегов в морозные январские дни видел на яблонях скворцов, снова смотрю на них и диву даюсь: надо же, как возвращаются события. Предо мной настоящие скворцы, каким-то чудом оставшиеся зимовать. Они словно знали, что в этом заброшенном саду вокруг покинутого хутора будет чем поживиться.
В конце концов, есть неумолимая тенденция, называемая глобальным потеплением. Уже мало кого удивляет раннее и не по сезону цветение растений. В предыдущие годы посреди осени пытались зацвести сирень, весенние первоцветы. Сам видел минувшей осенью второй урожай лесной малины. И потому стоит ли удивляться, что и среди птиц подобные явления несоблюдения сезонных ритмов стали не редкостью.
Поклевав замороженных яблок, зазимовавшие скворцы, а было их шестеро, еще с полчаса полетали по саду. Все это время они мелодично пересвистывались. Их стайка напоминала своими синхронными действиями единый живой организм. И наконец, подчиняясь какому-то приказу, в один момент сорвались с деревьев и скрылись в неизвестном направлении.
Что будет с ними дальше? Удастся ли им выжить в условиях ограниченного количества корма? Почему не перебираются в населенные пункты, где их могут подкормить люди? А может, они неспешно откочевывают южнее, где больше шансов на спасение, и мне удалось заметить эту стайку во время миграции? Я не знаю.
Валерий САМОХВАЛОВ.
Фото автора.