В беседе с газетой «СЕГОДНЯ» Рузанна вспоминает обстоятельства своего переезда и жизни на Зеленом острове, сравнивает реалии жизни в Ирландии и Латвии.
Домой в гости
— Давно вы в Ирландии? И почему решили уехать из Латвии?
— Окончила школу, поступила в Даугавпилсский университет. Никуда уезжать изначально не собиралась. Мы просто решили с моим парнем съездить в Ирландию на отдых. Благо было к кому — моя старшая сестра перебралась в эту страну несколькими годами раньше. В августе 2005-го мы прибыли в город Каван, где она тогда жила с мужем.
Ожидала увидеть дождливую пасмурную страну, но Ирландия поразила меня своим теплом и уютом. Представьте, здесь даже пальмы растут! Климат тут значительно теплее, чем у нас в Латвии, даже в октябре в парке цветут одуванчики. Страна комфортная, безопасная, тут ты чувствуешь себя абсолютно спокойно. Я, например, очень люблю посещать Париж. Но там такого чувства нет, постоянно присутствует опасность теракта...
— В общем, решили остаться...
— Да. Первое время обитали в Каване, а через некоторое время отправились в Талламор, где проживали родственники моего парня. Мы с ним вскоре поженились.

Ирландия нам настолько понравилась, что мы здесь и остались. Вот так вот все просто и буднично. Вопрос так не стоял, что мы, дескать, свяжем с этой страной всю жизнь. Просто периодически говорили друг другу: «Ну давай останемся здесь еще на чуть-чуть...» — «Давай...» И так, постепенно, втянулись в здешнюю жизнь до такой степени, что почувствовали себя в Ирландии дома.
Это в Латвию мы теперь ездим в гости.
Выживай как хочешь
— Ваша первая работа?
— Сначала английского языка практически не знала — так, отдельные слова... Да и заговорить на нем в первое время было страшно — психологический барьер, который еще надо пересилить.
Трудовая карьера началась с того, что мне по знакомству помогли устроиться посудомойкой на кухню ресторана. Единственное, на что тогда могла рассчитывать без знания английского. Вот там и испытала фунт лиха по полной программе! Была совсем маленькая, худенькая, всего сорок пять килограммов. Вчерашняя школьница, только приехавшая из родительского дома, с минимумом жизненного опыта, незнакомая с физическим трудом. А тут меня словно котенка бросили в воду: крутись, выживай, работай! Ничего, выжила...
Причем не только посудой занималась, а брала подработку. В шесть утра мыла полы в соседнем магазине, по вечерам чистила офисы. Времени на сон оставалось лишь несколько часов. Но когда ты еще совсем молодой, здоровья много, можешь переносить подобные лишения без особых последствий.
А потом была следующая ступенька трудовой биографии: устроилась в бар официанткой.
Работа мечты
— Английский подучили?
— Нет, он у меня все еще оставался очень плохим. Вы представляете, какой стресс приходилось ежедневно выдерживать? К счастью, ирландцы добродушные люди — клиенты в баре видели мои трудности и относились ко мне снисходительно, сами объясняли смысл тех или иных слов. Сейчас, наверное, меня со столь скромным словарным запасом на работу бы не взяли: Ирландия переполнена гастарбайтерами, и требования стали намного жестче. Ну а тогда времена были помягче. Хозяин заведения, хоть и очень строгий по характеру, принял меня без проблем.
В этом баре отработала два года и постепенно освоила язык до уровня свободного владения им. Позже на некоторое время перешла официанткой в другой бар и там познакомилась с одним человеком, пригласившим меня в фирму Game-Stop. И вот это уже была действительно необычная работа — далеко не каждому такая выпадет!
— В чем она заключалась?
— Фирма занималась продажей видеотехники и видеоигр. Соответственно, в мою задачу входило эти игры тестировать. Там трудилась пять лет и рабочее время проводила за играми, изучая их, чтобы потом детально объяснять все нашим покупателям. Знаю, для кого-то это была бы работа мечты. (Смеется.) Ведь люди играют ради развлечения, а мне за это еще и платили!
В коллективе была единственной девушкой, и мы с коллегами разделили обязанности. Мне не поручали стрелялок-шутеров, терпеть их не могу, а давали квесты-бродилки. Моей любимой игрой была и остается Silent Hill — испробовала все ее модификации.
А потом, снова по знакомству — всю жизнь везло на хороших людей! — позвали поработать в магазине модной женской одежды. Владелец этого магазина искал человека на должность менеджера и решил, что я ему подхожу. Сначала испугалась, а потом подумала: а почему бы и нет? Во всяком случае, попробовать стоит. Успешно прошла интервью, и в тот же день меня официально оформили.
Для меня это был опять же другой мир, но освоилась, слава Богу, довольно быстро.
Модный бизнес
— До этого разбирались в моде?
— Отнюдь. На своей предыдущей работе, в «Гейм-стопе», одевалась совсем простенько: джинсы, кеды и майка с логотипом магазина. А тут — туфельки на каблуках, праздничные нарядные платья, очень красивые!
С увлечением погрузилась в изучение разных аспектов этой индустрии. Занималась закупками и сама стала участвовать в показах. Мир моды показался мне волшебным царством, и подумалось: вот это уж точно мое.
Впечатление оказалось верным — до сих пор работаю в этой индустрии и покидать ее не собираюсь. Потом, правда, перешла в другую фирму, но в той же отрасли. Мои нынешние работодатели — семейная пара, открывшая за последние восемь лет четыре магазина. Они и сами работают, и имеют в штате около тридцати человек. И все мы здесь как одна большая дружная семья.
— Всегда интересовал вопрос: кто формирует моду? Как становится понятно, что именно модно в нынешнем сезоне?
— Вещи на продажу на будущий теплый сезон у нас закуплены еще с прошлого лета. Мы заранее знаем, какие будут в моде расцветки, принты, те или иные элементы одежды. А узнаем мы это, поскольку внимательно следим за тем, что происходит на больших подиумах, на крупных показах мод, за тем, что выпускают самые влиятельные модельеры и дизайнеры.
Как поймать мимолётное
— И что же именно окажется модным в предстоящем сезоне?
— Точно могу сказать, что в моде «животные» принты с леопардом, зеброй и змеей. Из цветов — зеленый и светло-розовый.
Но тут сразу нужно сказать, что в разных странах модные тенденции развиваются по-разному. Ирландия в этом смысле отнюдь не тождественна Латвии. В Ирландии люди больше гонятся за быстропреходящей модой, а в Латвии в основном предпочитают выдерживать стиль.
Мода — это нечто эфемерное, мимолетнее, стиль — что-то устоявшееся, постоянное. Человек, приверженный своему стилю, будет носить даже те цвета и вещи, которые в текущем сезоне считаются как бы «немодными».
В плане внешнего вида, одежды народ в Латвии более консервативен, чем в Ирландии, менее следит за современными тенденциями. И это абсолютно нормально, так как наличие своего стиля, приверженность ему только красят. Но если в Латвии надену кое-что из того, что привыкла носить здесь, в Ирландии, наверняка там кто-то подумает, что я с приветом. А здесь это в порядке вещей.
Интеграция по-ирландски
— Многие из эмигрантов, даже приехав в другую страну, замыкаются в своих землячествах и общаются с коренным населением по минимуму. Но с вами этого не произошло?
— Нет, я с самого начала много общаюсь именно с природными ирландцами. Во многом, это связано со спецификой моей работы. Вообще среди моих знакомых представители самых разных национальностей. Ирландцы как люди мне нравятся — они в массе своей улыбчивые, веселые, приветливые и добродушные, очень склонны к взаимовыручке. Никогда не видела со стороны ирландцев националистического высокомерия к приезжим.
Но вот как раз многие выходцы из стран Балтии, к сожалению, прожив тут по многу лет, зачастую на английском почти не говорят, общаются только со «своими», свысока поглядывают на «недоделанных ирлашек» и на чем свет ругают здешние порядки. Еще несколькими годами раньше такое довольно часто встречалось, сейчас уже меньше... При этом подобные «критики» порой годами сидят на халяве ирландских социальных пособий и из принципа не хотят работать. Неудобно за таких людей.
Это относится, конечно, далеко не ко всем приезжим...
Я считаю, что такой подход абсолютно неправильным. Раз уж ты приехал в страну, ты должен ее уважать и выучить местный язык. Другое дело, что и своих корней терять не стоит. По-прежнему с удовольствием при случае общаюсь и на своем родном русском, и на латышском. А еще время от времени не отказываю себе в удовольствии покупать в магазине сметану латвийского производства.
Что же до отношения к окружающей действительности... Считаю, что все зависит от внутреннего настроя самого человека. Если ты изначально настроен только на плохое, то, естественно, только его вокруг и будешь видеть вокруг себя.
— А что, в Ирландии так легко встать на соцпособие и не работать?
— Раньше было достаточно легко, но в последние несколько лет правила получения пособий для приезжих стали ужесточать. Это понятно — начиная с 2004 года сюда устремилось огромное количество эмигрантов, всех бесплатно содержать не получится. Считаю, что это абсолютно справедливо — зазорно взрослому здоровому человеку, не инвалиду, быть паразитом, сидеть на шее у общества.
Еду я на родину
— Вопрос возвращения в Латвию, как понимаю, не рассматриваете вообще?
— А вот и нет. Кто знает, как жизнь повернется... Более того, мы с мужем надолго с Латвией и не прощались никогда — это же родина! У меня в Ливаны живут родители, многочисленная родня — посещаю их с огромной радостью. В Латвию ежегодно летаем по нескольку раз.
Другое дело, грустновато наблюдать за тем, как мои родные края постепенно пустеют. Лет пятнадцать назад в Ливаны, в Даугавпилсе, в Риге было полно народу, кипела жизнь, постоянно происходило что-то интересное. А сейчас, приезжая, вижу, что людей на улицах все меньше, пусто и уныло... Не знаю, с чем это связано, — может, просто народ потерял интерес к уличным прогулкам и предпочитает отсиживаться в домах?
После густонаселенной Ирландии с ее быстрыми темпами жизни контраст разительнейший! Здесь наслаждаюсь деятельностью, движением, плотным рабочим графиком. А когда приезжаю на родину, словно погружаюсь в сонное царство. Ну ладно, обняла родителей, сходила в гости к еще оставшимся в Ливаны родственникам и друзьям — а дальше-то что?
— Да, темп жизни в Ирландии и в Латвии очень различается...
— Жизнь на родине нынче очень медленная, мне не хватает в ней драйва. Видимо, в Латвии лучше всего жить, когда ты уже пенсионер. Хотя даже тут Ирландия во многом выигрывает, поскольку латвийцам очень не хватает присущей ирландцам приветливости, дружелюбия и готовности прийти на помощь. В Ирландии в порядке вещей вступить в разговор даже с незнакомым человеком и непринужденно с ним о чем-то поболтать. В Латвии же люди куда более закрытые и отчужденные по отношению друг к другу.
Но в любом случае, невзирая на все вышесказанное, ностальгия, тоска по родине у меня всегда была и есть. Это же родина...
Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ,
Санкт-Петербург — Дублин — Рига.